КРАТКИЙ ОБЗОР ИКОНОГРАФИИ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
Александр Гуревич
Преподобный Силуан Афонский (+ 1937) - русский монах, значительную часть своей жизни подвизавшийся в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон и канонизированный в конце 80-х годов XX столетия.
Благодаря трудам и творениям духовного сына, сотаинника и жизнеописателя преподобного Силуана архимандрита Софрония (Сахарова) имя преподобного Силуана становится все более известным и почитаемым во всем мире - от России до Южной Кореи и от Великобритании до Южной Африки.
Рост почитания преподобного Силуана вызвал появление значительного количества различных его икон и иконописных изображений (нам известно около 80 таких икон). Большинство из известных нам икон размещено в интернете на сайте "Преподобный Силуан Афонский" (http://silouan.narod.ru/icons1.htm).
К сожалению, в настоящее время иконография преподобного Силуана Афонского пока еще весьма слабо изучена. В настоящей работе мы постараемся описать и проанализировать некоторые важнейшие типы иконографии и развитие иконографического ряда преподобного Силуана. Автор выражает сердечную благодарность иеромонаху Амвросию (Тимроту) и кандидату искусствоведения Л. С. Балашевой за поддержку и советы, использованные при написании настоящей статьи.
Сложилась определенная иконографическая традиция образа преподобного Силуана Афонского. Преподобный Силуан обычно изображается не в схиме, а в мантии и клобуке особой формы, принятой на Афоне. Общей особенностью изображений преподобного Силуана является подковообразная проседь, обрамляющая усы и бороду преподобного. Большинство иконописных изображений преподобного Силуана поясные, но в некоторых случаях, о которых мы будем говорить ниже, встречаются его изображения и в полный рост.
В левой руке у преподобного Силуана в большинстве случаев изображен развернутый свиток, на котором начертаны писания проподобного. Известны иконы с надписями на различных языках: славянском, греческом, английском, французском и др.
Обычно на свитке приводится следующая надпись:
МОЛЮ ТЕБЯ, МИЛОСТИВЫЙ ГОСПОДИ, ДА ПОЗНАЮТ ТЕБЯ ДУХОМ СВЯТЫМ ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ [1, 119].
Иногда на свитках встречаются и другие надписи, например:
ДЕРЖИ УМ ТВОЙ ВО АДЕ, И НЕ ОТЧАИВАЙСЯ [1, 189],
МОНАХ - МОЛИТВЕННИК ЗА ВЕСЬ МИР [1, 169],
ВЕЛИКА ТАЙНА СМИРЕНИЯ ХРИСТОВА, И НЕВОЗМОЖНО ЕЕ ОБЪЯСНИТЬ [1, 129] и др.
Однако в некоторых случаях свиток свернут или вовсе отсутствует.
Встречаются два основных типа икон преподобного Силуана Афонского: с профильным и фронтальным изображениями.
В первом случае чаще всего преподобный Силуан молитвенно обращен к Иисусу Христу, изображенному обычно в небесной сфере или в облаке в левом верхнем углу иконы и благословляющему преподобного.
Из икон данного типа хотелось бы выделить две.
Автором первой из них является известный русский иконописец, живший в Париже, Л. Успенский. Это самая ранняя икона преподобного Силуана. Она была написана Успенским в конце 1950-х - начале 1960-х гг., почти за 30 лет до канонизации преподобного Силуана. Уже в те годы существовало народное почитание старца Силуана. Некоторые из живших тогда еще помнили старца Силуана лично, но большинство узнало о нем из книги отца Софрония, вышедшей достаточно большим тиражом в 1952 г. в Париже на русском языке. Оригинал иконы в настоящее время находится в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе, основанном архимандритом Софронием. В верхней части иконы можно разобрать надпись: СТАРЕЦЪ СИЛУАНЪ. Данная икона стала прообразом икон преподобного Силуана подобного типа. Позднее Л. Успенский неоднократно писал авторские повторения этой иконы. Господь благословляющим жестом касается нимба преподобного Силуана (эта деталь является особенностью икон преподобного Силуана письма Л. Успенского).
Другая известная икона подобного типа была написана архимандритом Софронием (Сахаровым) специально для канонизации преподобного Силуана в конце 1980-х гг. Она также хранится в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе. По сравнению с работой Успенского, икона о. Софрония выдержана в более ярких, насыщенных тонах. Для иконографии архимандрита Софрония характерно обилие коричневого и охристых (в изображении фона) цветов. Нимб преподобного обозначен тонкой красной линией.
Архимандрит Софроний также написал аналогичные иконы с надписями на греческом и английском языках. В последнее время в подобной манере пишет ученица архимандрита Софрония иконописица монахиня Мария, насельница указанного выше монастыря.
Наиболее распространенной и почитаемой иконой данного типа в России является икона, написанная предположительно на Афоне в 80-х годах XX столетия. Она, в свою очередь, является списком с иконы, находящейся над мощами преподобного Силуана в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон. На лике преподобного Силуана видны следы слез, символизирующие слезную молитву преподобного Силуана за весь мир. Господь Иисус Христос благословляет преподобного Силуана из облака. Преподобный Силуан изображен на фоне Святой Горы Афон и Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, в котором подвизался преподобный. В нижней части иконы - надпись: БЛАЖЕННЫЙ СТАРЕЦЪ СИЛУАНЪ.
Из прочих икон данного типа хотелось бы выделить настенное изображение преподобного Силуана из Свято-Пантелеимонова монастыря. Здесь преподобный Силуан обращен в коленопреклоненном молении к Господу Иисусу Христу, изображенному в облаке в правом верхнем углу иконы и благословляющему преподобного. Левая рука преподобного Силуана обращена ко Господу, в правой он держит свитка. Необычна надпись на свитке: О, БРАТЬЯ МОИ, ПРИПАДАЮ Я НА КОЛЕНИ И МОЛЮ ВАС: ВЕРУЙТЕ В БОГА, ВЕРУЙТЕ, ЧТО ЕСТЬ СВЯТОЙ ДУХ, В КОТОРОМ ВСЕ НЕБЕСА ВИДЯТ ЗЕМЛЮ, И СЛЫШАТ НАШИ МОЛИТВЫ, И ПРИНОСЯТ ИХ БОГУ [1, 117]. Имеется также надпись в верхней части иконописного изображения: ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦЪ СИЛУАНЪ. Образную систему иконы отличает живописное изображение на заднем плане Святой Горы Афон и Свято-Пантелеимонова монастыря.
На иконах второго типа дается фронтальное изображение преподобного Силуана. Особенно показательной иконой этого типа является образ, также написанный архимандритом Софронием к канонизации преподобного Силуана в конце 80-х гг. XX века. Преподобный Силуан изображается в коричневой мантии, сколотой у подбородка, и в белой рясе. Особенностью иконографии архимандрита Софрония является глубокая складка на переносице преподобного Силуана и тени под глазами святого, передающие ощущение глубокого страдания преподобного Силуана в его молитве за весь мир (подобная манера письма характерна для изображения о. Софронием и других святых). Эта икона, как и предыдущая описанная нами икона о. Софрония, хранится в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе. Она находится в иконостасе монастырского храма во имя преподобного Силуана Афонского. Известно несколько авторских повторений этой иконы, а также аналогичные иконы с надписями на греческом и английском языках.
Иной тип икон преподобного Силуана Афонского представляют житийные иконы. Известно несколько подобных икон, но среди них хотелось бы выделить икону письма московского иконописца Александра Вабищевича, находящуюся сейчас в московском храме Рождества Христова в Измайлове. Преподобный Силуан на этой иконе изображен в красной мантии, сколотой у подбородка, и в белой рясе, схваченной черным поясом. Особенностью этой иконы является изображение преподобного Силуана не в афонском монашеском клобуке, а в древнерусском куколе, что подчеркивает преемственность преподобного в русле русской святоотеческой традиции. Клейма иконы расположены традиционно и читаются слева направо: первое клеймо находится в левом верхнем углу, последнее - в правом нижнем. Приведем условные наименования клейм: рождество преподобного, его крещение, временное отступление от веры, наставления отца и вразумление селян, явление преподобному гласа Божией Матери, благословение св. Иоанна Кронштадтского на отъезд на Святую Гору Афон, прибытие на Афон, получение дара непрестанной Иисусовой молитвы перед образом Богоматери, явление преподобному Господа Иисуса Христа, пострижение в монахи, беседы с детьми во время кратковременного возвращения преподобного в родное село, чудеса преподобного Силуана (избавление от катящегося бревна и утишение бури), борение с бесами и ответ Господа (“Держи ум твой во аде и не отчаивайся”), беседы с братией (в числе братии изображен и о. Софроний), кончина и погребение преподобного. Фон иконы - золотой, позем - изумрудный, двух оттенков (нижний - более темный, а верхний - светлый). По всему периметру икона обведена коричневой краской.
Интересно композиционное решение иконописцем житийных клейм. Большинство из них имеет своим прототипом другие традиционные изводы, изображающие аналогичные события. Так, клеймо рождества преподобного Силуана имеет своим прототипом икону Рождества Богородицы, получение дара непрестанной Иисусовой молитвы перед образом Богоматери - икону "Нечаянная радость", прибытие морем на Афон - чудо святого Николая и др. Другие эпизоды жития преподобного потребовали от иконописца творческого осмысления.
Рассмотрим, например, житийное клеймо, изображающее благословение св. Иоанна Кронштадтского на отъезд на Святую Гору Афон. Жизнеописатель преподобного Силуана отец Софроний описывает этот эпизод так: