Архиепископ Василий (Кривошеин) о преподобном Силуане Афонском
(...) Большее значение, чем простое сохранение аскетического предания имеют его (Святого Афона) духовные плоды. Они могут быть кратко определены, как святость, которая является даром Святого Духа. В ней заключено настоящее оправдание монашеской жизни. Но, спрашивается, можно ли в наше время найти на Афоне святость? Современнику очень трудно дать объективный ответ на этот вопрос. Окончательное суждение об этом принадлежит Церкви. Я же только могу позволить себе выразить в немногих словах мое личное убеждение. На Афоне даже теперь много людей высокой духовной жизни и действительной святости. В течение прожитых мною на Св. Горе лет я встретился со многими отцами разных национальностей, произведшими на меня глубокое впечатление явным присутствием в них благодати Святого Духа. Этот факт для меня вне сомнения. И я могу добавить, что вне Афона я никогда не встречал людей, столь явно просвещенных благодатью. Отцы - монахи, которых я имею в виду, принадлежат к различным видам монашеской жизни, то есть и общежительные, и отшельники. В качестве примера святого человека, благоухающего благодатью Святого Духа, я могу указать на монаха Пантелеимоновского монастыря отца Силуана, скончавшегося в 1938 году (См. о нем замечательную книгу: Иеромонах Софроний. Старец Силуан. -Париж, 1952). Вся его жизнь отмечена печатью святости, выражавшейся в его глубоком смирении и любви к людям. Это был, пожалуй, единственный человек из всех, кого я знал, который никогда не осуждал ближнего своего. У него, несомненно, была весьма богатая внутренняя жизнь. Он обладал даром непрестанной умной молитвы. Крестьянин по происхождению, безвсякого светского образования, он стяжал исключительную духовную мудрость. Все, кто имел возможность общаться с ним, скоро убеждались в этом. Он был одним из тех духовных отцов, которые способны сказать каждому именно то, в чем он нуждается. После его кончины остались его записи, в которых мы находим его духовные размышления и опыт. Язык его писаний, иногда, быть может, неискусен, но, несмотря на это, они производят глубочайшее впечатление своею подлинностью и совершенно особым характером. Нередко они достигают высоты древних мистических творений святых отцов. От личного общения с ним, многие испытали на себе его сильное и благотворное влияние, изменившее коренным образом всю их дальнейшую жизнь.
В заключение выражу мысль, что подлинное назначение Афона состоит в том, чтобы порождать такие явления святости, каковым был, среди других, старец Силуан. И, покамест это продолжается, существование Святой Горы вполне оправдывается и сохраняется ее великое значение в духовной жизни вселенской Православной Церкви.
* * *
В период жизни монаха Василия в Пантелеимоновом монастыре, на Афоне жило много старцев высокой духовной жизни, как, например (кроме вышеупомянутых игумена архимандрита Мисаила и духовника архимандрита Кирика), иеросхимонах, впоследствии игумен архимандрит Илиан, о. Феодосий Карульский, о. Вениамин, пустынник Капсальский, и, в самом монастыре - о. Диадох, о. Силуан, о. Трофим и другие...