ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ
И АРХИМАНДРИТ СОФРОНИЙ (САХАРОВ):
Новости в Интернете
(Выпуск 14)
Периодический электронный бюллетень
Выпуск составлен Российской Ассоциацией преподобного Силуана Афонского
Мнение составителей может не совпадать с мнением авторов текстов, имеющихся в Интернете. Составители не несут ответственности за информацию, поступающую из Интернета.
I. ПУБЛИКАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ:
I.1. О СВЯТОСТИ И ДУХОВНОСТИ (Митрополит Антоний Сурожский) (отрывок)
I.2. УЧЕНИЕ СВТ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ БОЖЕСТВЕННОЙ
СУЩНОСТЬЮ И ЕГО ЭНЕРГИЯМИ (Диакон Георгий Завершинский) (отрывок)
I.3. ПОДВИГ СТАРЧЕСТВА (Сергей Солдаткин, Анна Солдаткина) (отрывок)
I.4. ЧУДЕСА ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ (Протоиерей Александр Шаргунов)
(отрывки)
I.5. ВАШИ ВОПРОСЫ
+ + +
О СВЯТОСТИ И ДУХОВНОСТИ
Митрополит Антоний Сурожский
http://www.wco.ru/biblio/
(...)
Мы постоянно говорим о духовности, думая, что человек (не только
святые, но и мы сами грешники) может жить одним духом, забывая, что в
человеке есть и душевность и телесность. И вот тут надо понять, что следует
подразумевать под словом "духовность". Духовность - это не достижение, а
путь. Духовность заключается в том, что Святой Дух действует в нас, потому что
мы Христовы, и в силу этого мы постепенно возрастаем действием Святого
Духа. Это значит, что мы должны соединиться со Христом, соединиться с Духом
Святым всем существом, а не только той стороной нашего бытия, которая уже
сродни Богу, не только духом нашим. Св. Серафим Саровский говорит, что мы
можем достигать святости благодаря решимости. А решимость - это область
воли, это область ума, сознания. В этом случае наша душевность играет не
последнюю роль. Наш дух без того, чтобы наша душевность участвовала в его
возрождении и восхождении к Богу, не может с места сдвинуться.
Часто, вместо того, чтобы совершать подвиг душевный, мы как бы
обращаемся к Богу со словами: "Господи, сделай за меня то, чего я не
собираюсь делать ради Тебя, или то, чего я не могу сделать, потому что у меня
не хватает ни решимости, ни вдохновения". Нет, в нас есть этот душевный
момент, который требуется для того, чтобы загорелся дух, и Бог мог бы с нами
все глубже соединиться.
Но речь идет не только о душевности и о духовности, о духе и о душе,
речь идет еще о человеческом теле. Тело человека было создано Богом для
того, чтобы быть вместилищем его души и его духа. Наше тело призвано быть
таким же святым, как наш дух, и должно быть пронизано до самых глубин
Божественной благодатью. Св. Силуан Афонский в одном из своих писаний
говорит, что благодать Божия касается сначала нашего духа веянием Святого
Духа, действием Святых Таинств, приобщенностью нашей к Богу, когда мы
отдаемся Ему всецело, а потом, когда наш дух загорелся, это пламя постепенно
пронизывает душевность нашу. Мы делаемся способными принимать решения,
которые иначе мы не могли бы принимать: мы делаемся способными понимать
вещи, которые иначе мы не могли бы понять во свете той благодати, которая
уже осияла наш дух. Когда человек доходит до какой-то полноты приобщенности
к Богу, относительной, конечно, полноты, то эта благодатность сходит и
пронизывает наше тело. И этим объясняется то, что часто телеса святых
остаются нетленными, и их не касается растление. Это говорит о том, что
святость начинается с момента, когда мы всецело отдаем себя Богу. Она
возрастает по мере того, как мы решительно боремся со всем тем, что нам
мешает быть Божиими друзьями и учениками Христа, храмами Святого Духа и
пронизывает нас до конца. И тут, может быть, стоит подумать о том, что
совершается в наших человеческих отношениях.
(...)
Из книги митрополита Антония Сурожского “Ступени”
- Издание Макариев-Решемской Обители, 1998. - Вып. 40
+ + +
УЧЕНИЕ СВТ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ БОЖЕСТВЕННОЙ
СУЩНОСТЬЮ И ЕГО ЭНЕРГИЯМИ
Диакон Георгий Завершинский
http://users.west-call.com/~uspenie/Palam.htm
http://users.west-call.com/~uspenie/Differ_Palam.htm
(...)
В 60-е годы нашего столетия было сказано, что богословие свт. Григория можно
описать в современных терминах как экзистенциалистское, конечно не ставя в
один ряд с философскими концепциями в силу различия задач и методов. Тем
не менее, как говорит об этом о. Георгий Флоровский, свт. Григорий постоянно
спорит со всеми 'эссенциальными теологиями', которым не удается объяснить
Божественную свободу, динамизм Божией воли, реальность Его действий. О.
Иоанн Мейендорф, продолжая мысль о. Георгия пишет, что 'употребительная
богословская терминология слишком зависела от эссенциалистских категорий
греческой философии, чтобы адекватно выражать сущностную реальность
живого Существа'. В недавно опубликованной статье протоиерея Михаила
Дронова 'Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI века'
(журнал 'Альфа и Омега' N 18) есть слова о том, что христианское мышление
изначально до воцарения европейской схоластики было экзистенциальным,
поскольку реальность единения с Богом нельзя познать иначе, как сделавшись
ей причастным. Евангельскую 'радость приносят не слова и буквы, а Весть,
вопринимаемая на опыте'. Прп. Силуан Афонский говорит об этом так: 'В духе
Святом познается Господь, и Дух Святой бывает во всем человеке: и в душе, и в
уме, и в теле', а его ученик архимандрит Софроний (Сахаров) в книге 'Видеть
Бога как Он есть' пишет о Божественном нетварном Свете, что его приход
всегда связан с особым благодатным состоянием, ощутимым и в сердце, и в
уме, и даже в теле. Приводя многие цитаты из трудов о. Софрония в статье
'Православная психотерапия' ('Orthodox Psychotherapy'), митрополит Иерофей
(Влахос) отмечает паламитский характер богословия о. Софрония вообще, а в
теме нетварных энергий и Божественного Света его сопоставление с
паламизмом проводит иеродиакон Николай (Сахаров) в пока еще
неопубликованном докладе.
(...)
(Опубликовано в ж-ле 'Богословский сборник', выпуск IV, 1999 г.)
+ + +
ПОДВИГ СТАРЧЕСТВА
Сергей Солдаткин, Анна Солдаткина
http://www.21v.ru/newspaper/?issue=12&artice=01
"Нет больше той любви, как если
кто положит душу свою за други своя"
(Ин 15, 13)
"Спасись сам, и вокруг тебя
спасутся тысячи"
(преп. Серафим Саровский)
(...)
Всеобъемлющее постижение души приходящего даёт старцу возможность, по
воле Господней, давать правильные советы о жизненном пути, причём старец
здесь не является диктатором, заставляющим приходящего поступать согласно
своему напутствию. Об о. Алексее Мечёве пишут, что воли своей он не
навязывал даже своим духовным детям. Когда же просили у него на что-либо
благословение, он говорил обыкновенно свое мнение. Если же тот настаивал на
своем, приводя доказательства, якобы опровергающие совет батюшки, то он,
бывало, и согласится и благословит, но мнение свое, которое всегда было
единственно правильным, высказывал лишь однажды.
В то же время, старец воздействует на приходящего не только словом, но и
самим своим присутствием. От него исходит умиротворение, исцеляющее
страждущую душу. О старце Силуане пишут: "Когда вы входите в место,
исполненное благоухания, то грудь ваша невольно раскрывается, чтобы
глубоким дыханием воспринять его всем своим нутром. Такое же движение
души наблюдалось при общении со Старцем. Спокойное, мирное, но вместе
очень сильное, глубокое желание овладевало душой - воспринять благоухание
той сферы духа Христова, в которой дано было жить Старцу". Поскольку
болезни тела суть следствия болезней души, многие старцы обладали и даром
исцеления.
(...)
Община-XXI век
N 10 (12)
декабрь 2001
+ + +
ЧУДЕСА ЦАРСТВЕННЫХ МУЧЕНИКОВ: часть 1
Протоиерей Александр Шаргунов
http://www.rusk.ru:8105/Social_Life/Chargunov/Tsar1_1.htm
http://www.rusk.ru/Tzar/Mir/Mi3/mi3_1.htm
http://rus-sky.com/nasledie/Miracles/Miracles1.htm
(...)
Церковь не канонизирует никакой политики, но царская власть — особое
христианское служение помазанника Божия, призванного к защите Церкви и
православной государственности, и потому она, как пишет святой Феофан
Затворник,— то удерживающее, которое замедляет явление антихриста.
Правление и порядки, построенные не на христианских началах, будут
благоприятны для раскрытия устремлений антихриста. Это не обязательно
должен быть тоталитаризм, это могут быть республики и демократии с их
принципом плюрализма, все более утверждающим равенство добра и зла.
Антихристу важно, чтобы такие порядки были всюду, и потому революция в
России имела исключительное духовное значение для всего мира. Все силы зла
были напряжены здесь, все средства были хороши, чтобы свалить Царя, а цель,
которая стояла за этим, была одна: разрушить Церковь и погубить каждого из
Ее членов, поставив их перед страшным выбором отступничества или
мученичества.
(...)
Но мир не погрузился во тьму, Церковь устояла в любви. Есть одна
только святость — быть любящим человеком, и обретается эта святость, будь то
мученики, преподобные, или Христа ради юродивые,— не меньшим, чем смерть
на кресте. Святой Силуан, подвизавшийся на Афоне в подвиге молитвы, в те
самые страшные годы испытаний Церкви, свидетельствует вместе с
новомучениками всей своей жизнью об одной-единственной тайне: кто не любит
врагов, то есть всякого без исключения человека, тот еще не достиг любви
Христовой. Преподобный Серафим Саровский в пророческом видении созерцал
всю нашу землю, покрытую, как бы дымом, молитвами русских святых, и сугубое
благоухание кадильное исходит от Распятия, которое стоит сейчас на пустыре
на месте разрушенного Ипатьевского дома. Великая Княжна Ольга писала из
Тобольска: «Отец просит передать всем тем, на кого они могут иметь влияние,
чтобы они не мстили за него, так как он всех простил, и за всех молится, чтобы
не мстили за себя, чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет
еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь». Один священник в
день своей смерти сказал: «Тот, кто страдает и любит, может многое — он
может самое большое по отношению к миру, больше невозможного». Это тайна
Церкви, пасхально радостной и гонимой, от апостолов, первомучеников и до
наших дней, от первых русских святых Бориса и Глеба до последнего нашего
святого Царя. Архидиакон Стефан, окруженный предателями и убийцами,
которые рвались сердцами своими и скрежетали зубами, воззрел на небо и
увидел отверзшиеся небеса и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога, и,
когда его побивали камнями, молился, преклонив колени: «Господи, не вмени
им греха сего!»
Когда история идет вспять, предавая смерти свидетеля, каждая такая
смерть отверзает небеса, изливая Божественную энергию любви, проникающую
в мир, и Савл, одобрявший это убиение, по молитве мученика становится
Павлом. Точно так же смертью новомучеников открылось небо в России для
многих тысяч молодых людей наших дней, родители которых оказались не в
состоянии дать им веру. И в новом обществе, где организованная государством
через средства массовой информации пропаганда растления и магии обретает
характер войны против Церкви, может быть, более страшной, чем все прежние
войны. Не бойтесь убивающих тело, а душе не могущих повредить, ей, говорю
вам, того бойтесь, кто по убиении может ввергнуть в геенну,— Церковь должна
устоять, не ожесточиться и не раствориться. И это, как и прежде — единая тайна
любви: только тот, кто не идет на компромисс ни с каким злом, способен
молиться за убивающих его. Пророчества русских святых о будущем
возрождении России не исполняются магически, и покаяние нашего народа
должно быть на той же глубине, на какой открывается святость, которую
стяжали новомученики. Вот почему второе крещение Руси бессильно само по
себе переломить духовную ситуацию в обществе, охваченном всеобъемлющим
распадом. И до сих пор на пустыре, где был Ипатьевский дом, стоит лишь
огромный крест, и строить храм на крови оказалось тяжелее, чем эту кровь
проливать, и собирать камни Ипатьевского дома труднее, чем было их
разбрасывать.
+ + +
ВАШИ ВОПРОСЫ
http://www.orthodox.spb.ru/faq/work/view.htm?faqnum=49
Кто из наиболее известных моливенников и чудотворцев, подобных
Серафиму Саровскому, есть в России?
История Русской Православной Церкви богата святыми, мы ограничимся
лишь несколькими именами: преп. Сергий Радонежский, преп. Нил Сорский,
преподобные Сергий и Герман Валаамские, преп. Амвросий Оптинский, преп.
Силуан Афонский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, св. блаж. Ксения
Петербургская.
© Copyright, 1998, РОССИЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ
ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ОРТОДОКС"
+ + +
Комментарии или отзывы на материалы наших предыдущих бюллетеней принимаются к публикации, если они достаточно аргументированы и не содержат оскорбительных выпадов в адрес оппонентов. В противном случае присылаемые замечания оставляются без внимания (не обсуждаются и не рецензируются).