В ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ ,
НА РОДИНЕ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
Александр Гуревич
Волею Божией и благодаря нашему стремлению посетить те святые места, откуда начался духовный путь одного из выдающихся современных подвижников благочестия - преподобного Силуана Афонского - мы с небольшой группой паломников оказались в Воронеже, центре Воронежской епархии.
Упоминание о Воронеже, относящееся к 1177 году, впервые встречается в Никоновской летописи. В XVII веке город состоял из рубленной крепости и острога. В 1682 году Воронеж был утвержден религиозным центром для окрестной территории. Основателем Воронежской епископии и первым епископом Воронежским стал святитель Митрофан Воронежский, причисленный Православной Церковью к лику святых в 1732 г. Первым монастырем в городе был Успенский мужской монастырь, перенесенный в Акатову пустынь [1]. К началу XX века в Воронежской епархии было уже 17 монастырей (в том числе 9 мужских и 8 женских), 1020 церквей, 18 православных молитвенных домов, 5 часовен, 1 церковь-школа. В епархии имелись духовная семинария, 5 духовных училищь, многочисленные церковные библиотеки и др. [2].
В Воронеже мы были радушно приняты высокопреосвященным Мефодием, Митрополитом Воронежским и Липецким. Владыка поведал нам о духовной жизни епархии, ее достижениях и проблемах.
Православный Воронех заметно возрождается: восстанавливаются монастыри и приходские церкви, строятся новые храмы. В епархии разработана даже специальная технология строительства недорогих и быстро устанавливаемых “временных” храмов из специальных блоков, производство которых освоено местными заводами. Такие храмы ставятся в тех районах города, где по тем или иным причинам отсутствуют церкви. Одновременно рядом с “временной” церковью постепенно возводится пстоянный храм, а после окончания его строительства временная конструкция легко может быть перенесена на новое место, где она необходима. Владыка Мефодий одобрил идею освятить одну из строящихся церквей во имя преподобного Силуана Афонского.
Русской Православной Церкви передаются и монастыри. В числе первых были возвращены православные святыни - Алексеевский Акатов и Задонский Богородицкий монастыри.
Владыка Мефодий немало внимания уделяет духовному просвещению. В Воронеже воссоздано епархиальное духовное училище, которое предполагается преобразовать в духовную семинарию, практически при каждом храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, издаются журнал “Воронежский епархиальный вестник” и газеты “Воронеж Православный” и “Липецк Православный”, формируется епархиальная библиотека.
При епархии было основано общество “Милосердие” для помощи сиротам, обездоленным инвалидам и одиноким людям. Особой гордостью епархии является детский лагерь, в котором могут отдохнуть немало православных детей.
Воронежская епархия явила миру немало святых, среди которых наиболее почитаемы в России святитель Митрофан Воронежский и святитель Тихон Задонский, выдающийся проповедник и духовный писатель. К числу воронежских святых можно отнести и недавно канонизированного новомученика протоиерея Иоанна Кочурова, который родился в селе недалеко от г.Данкова, ныне входящего в Липецкую область. В конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия к числу таких святых по праву причисляется и преподобный Силуан Афонский, связавший своей праведной жизнью и духовным подвигом Воронежскую епархию со Святой Горой Афон.
Со своей стороны мы поздравили Владыку Мефодия с 15-летием его архиерейского служения в Воронеже и пожелали ему “многая лета” благодатной и плодотворной деятельности на благо святой Православной Церкви. Получив благословение Владыки, мы отправились к конечной цели нашего паломничества - городу Лебедянь и селу Шовское.
Благочинный г.Лебедяни протоиерей Игнатий Кондратюк принадлежит к славному священническому роду. Особенно добрую память оставил по себе дед отца Игнатия - любимый народом молитвенник и пастырь протоиерей Игнатий Онуфриевич Кондратюк (1896-1967). В прошлом году было торжественно отмечено столетие деда отца Игнатия, и к этому юбилею было подготовлено его жизнеописание, автором которого является местный журналист Е.Зеленев.
Самого отца Игнатия также хорошо знают и любят в народе. Он пользуется здесь немалым авторитетом, большой лебедяньский храм в воскресенье как всегда полон народу. Отрадно видеть в храме много молодежи.
Отцу Игнатию еще в 70-х годах рассказал о старце Силуане Афонском архиепископ Михаил (Чуб). Владыка Михаил бывал на Св.Афоне, лично встречал старца Силуана Афонского и весьма почитал его [3]. Еще задолго до канонизации старца Силуана, направляя отца Игнатия на служение на родину старца Силуана, в г.Лебедянь, Владыка наказывал ему поминать старца Силуана Афонского. “Это был воистину святой человек,- говорил Владыка.- Поминайте его, и он помянет Вас перед престолом Божиим”. Отец Игнатий на всю жизнь запомнил завет Владыки Михаила.
Прихожане узнали о преподобном уроженце лебедянской земли совсем недавно, около двух лет назад, когда здесь появилась книга архимандрита Софрония (Сахарова) “Старец Силуан”, изданная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Здесь, на родине преподобного Силуана, он относится к числу наиболее почитаемых святых. В главном лебедянском храме местным иконописцем на пожертвования прихожан написана икона преподобного Силуана во весь рост. Немало людей собирается и на день памяти преподобного 11/24 сентября в селе Шовском.
Село Шовское - родина преподобного Силуана Афонского - раскинулось в 14 километрах от районного центра Лебедянь.
Как свидетельствует ученик и автор жития преподобного архимандрит Софроний (Сахаров), преподобный Силуан Афонский (в миру - Семен Иванович Антонов) родился в 1866 году в селе Шовском Лебединского уезда Тамбовской губернии. Уже в молодости будущий схимонах Силуан ощутил стремление к монашеской жизни и по молитвам святого Иоанна Кронштадтского осенью 1892 г. прибыл на Святую Гору Афон, где и подвизался в монастыре Святого Пантелеимона до самой своей кончины 11/24 сентября 1938 г. [4, с.7]. В 1987 г. старец Силуан был канонизирован Константинопольским Патриархатом, а в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского внесено в святцы Русской Православной Церкви.
Здесь необходимо дать некоторые пояснения. В конце XIX в. село Шовское входило в состав Тамбовской губернии и соответственно относилось к Тамбовской епархии. Позднее была сформирована самостоятельная Липецкая область, которая с середины нашего столетия находится под омофором Митрополита Воронежского и Липецкого. Лебедянский уезд (или Лебединский, как говорится в формуляре Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне) ныне именуется Лебедянским районом. Сейчас здесь, в городе Лебедяни находится центр Лебедянского благочиния, в состав которого входит и село Шовское.
В дни молодости старца Силуана в селе стоял построенный в XIX веке храм Рождества Христова. Штат его составляли священник, диакон и псаломщик. Этот храм Симеон (будущий преподобный Силуан) несомненно посещал. Здесь прошли его детские годы, которые оказали на преподобного особое влияние (Рассказывая о своем отце, преподобный говорил: “Вот такого старца я хотел бы иметь” [4, с. 8]). Здесь отрок Симеон работал в поле с отцом и братьями. Здесь, недалеко от села Шовское он работал с братьями артелью в имении князя Трубецкого.
В настоящее время этот храм к сожалению сильно разрушен и нуждается в реставрации.
Неподалеку от села Шовское находится еще одна православная святыня - село Сезёново, где подвизался замечательный подвижник и местночтимы святой, затворник Иоанн Сезёновский (1791-1839), почитание которого оказало большое влияние на будущего старца Силуана [4, с.8].
Преподобный Силуан побывал в селе Шовском и еще раз, уже будучи афонским монахом. Вот что пишет об этом автор жития преподобного Силуана архимандрит Софроний (Сахаров): “Во время Русско-Японской войны (1904-5 г.) Отец Силуан, как запасной гвардеец (вместе с другими русскими монахами Святой Горы, состоявшими в запасе), был вызван по мобилизации в Россию. Выехал он из Монастыря 30-го декабря 1904 г. и возвратился снова на Афон 16-го октября 1905 г. ... Приехав в свою семью, он, как монах, ради безмолвия и свободного исполнения монашеского правила, устроил в поле уединенную маленькую келлию, где и провел время своего пребывания на родине” [4, с.198].
Во время этого, довольно краткого своего пребывания в родном селе преподобный Силуан находил время беседовать с детьми, многие из которых на многие годы запомнили старца и его наставления. Отцу благочинному посчастливилось застать в живых бабушку, которая помнила эти беседы.
Она смогла указать дом родных преподобного Силуана и место, где стояла его келья (неподалеку от этого дома возле риги).
Несколько лет назад на этом самом месте по благословению Владыки Мефодия был поставлен крест, возле которого на дни памяти преподобного Силуана совершаются молебны преподобному. Центр духовной жизни села сейчас переместился к этому кресту. Предполагается на этом месте поставить часовню или небольшую “временную” церковь (из числа тех, о которых мы писали выше) во имя преподобного Силуана. В доме родных преподобного Силуана сейчас живут люди, но в будущем предполагается создать там музей.
Верится, что к этому благодатному месту, освященному рождением преподобного Силуана Афонского, “не зарастет народная тропа” благочестивого почитания, и оно еще не раз станет местом паломничества православных россиян.