Воспоминания о паломничестве на родину
преподобного Силуана Афонского
Сергей Кошелев
Боюсь, что связного рассказа не получится, но попытаюсь передать вам впечатления от нашего паломничества на родину преп. Силуана Афонского, совершенного в начале июля 1998 г. Началось оно южнее: сначала мы побывали в Воронеже у свт. Митрофания Воронежского (жившего в начале XVIII века), а потом поднимались как бы вверх по течению Дона, побывали в Задонске, в обители святителя Тихона Задонского, жившего во второй половине XVIII века, и, наконец, достигли села Шовского - родины преп. Силуана Афонского, жившего еще почти век спустя. Таким образом, мы совершили свое путешествие в пространстве, времени реальном и времени историческом. И во время нашего путешествия открывалась какая-то чудесная связь и единство между святыми при всем разнообразии их внутреннего устроения и служения.
Следует сказать, что основная наша группа уехала в Москву после Воронежа и Задонска, а маленькая группа в пять человек решилась продолжить паломничество, что называется, “на свой страх и риск”, совершенно не зная, что нас ждет. У меня, например, было внутреннее искушение обнаружить на святом месте “мерзость запустения”, как это у нас часто бывает. Но к счастью, опасения оказались напрасными, и с самого начала дорога была благодатной и исполненной неожиданных встреч. Так, первым человеком, которого мы встретили в городе Лебедяни на автовокзале, был священник, который сам подошел к нам и заговорил. К сожалению, мы слишком торопились,- вернее, нас торопил шофер, а мы поддались ему и почти что “прошли мимо” этой встречи, - но это не умаляет нашей благодарности промыслу Божию за то, что дано нам было потенциально.
Когда же мы прибыли в село Шовское, то на нас снизошли тишина и покой, и мы внутренне поразились, насколько это место благодатно. Собственно, самого села даже не было видно - оно все утопало в садах. У нас были ассоциации с Землей Обетованной и даже с Царствием Небесным. У меня еще было ощущение возвращения на родину - к естественной нормальной жизни,- хотя я всю жизнь прожил в Москве. Когда мы молились там, мы вспоминали своих родных и ближних, одни из которых жили на этой земле, или где-то рядом, другие - нет, но хотелось, чтобы все были здесь. Схожие ощущения были у всех нас.
Выше по течению Дона, километрах в пятьдесяти от этих мест, расположено Куликово поле, где в свое время решалась судьба самостоятельности (свободы) России. И действительно, свобода и щедрость (полнота во всем) - вот слова, которыми можно охарактеризовать жизнь этих мест. Места эти оказались очень интересными в духовном смысле (хотя они не так прославлены, как северные места православного подвижничества), в каком-то смысле потаенные - там есть и монастыри, и местно чтимые святые - Иларион Троекуровский (XVIII в.) и его последователь и ученик Иоанн Сезеновский (XVIII-XIX вв.), фрески которых можно видеть на столбах сразу при входе в главный храм города Лебедяни (храм Казанской иконы Божией Матери). Интересно что Иларион Троекуровский, терпевший много гонений как отвне, так и внутри церкви, особенно выделял и исповедовал своей жизнью заповедь Господа любить врагов. Эта заповедь, ставшая для преподобного Силуана основой и главной мерой духовной жизни, упоминается и в поучениях старца Илариона. Но воспринята она была Силуаном не через писания, а через жизнь и дух людей, среди которых он рос. Именно рассказы односельчан, бывших очевидцами святой жизни Иоанна Сезеновского, убедило мальчика в том, что “Бог с нами и не надо никуда ходить - искать его”.
Наиболее удивителен храм села Шовского. Несмотря на то, что внешне он разрушен, он совершенно
не производил впечатления запущенного и забытого, в нем как бы было тепло и хотелось молиться. Сохранились там всего две фрески. Одна из них - над входом - “Рождество Христово”, перед которой мы остановились и пели тропарь. А когда вошли, нас встретил святитель Тихон, его фреска в полный рост. Это была самая поразительная встреча. Он смотрел на нас, и мы стояли перед ним в молчании минут десять. Мы все чувствовали, что именно благодаря его молитвенной помощи мы так легко добрались до этого места. Такие с нами происходили встречи...
Шовское — Москва, 1997