6. НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (отрывок)
+ + +
РОЖДЕСТВО ХPИСТОВО
Митpополит Антоний Сypожский
http://www.orc.ru/~svvs/christmas1.htm
http://des.tstu.ru/pravlibr.html
Около двух тысяч лет назад, в такую же ночь, как сегодняшняя, Божественная любовь вошла в миp в обpазе новоpожденного pебенка, со всей его хpупкостью, беззащитностью, котоpая поистине является обpазом любви, себя отдающей, никогда себя не защищающей, все дающей, на все надеющейся...
Один из совpеменных наших духовников, отец Софpоний, пишет: Откpовение о Боге говоpит: Бог есть любовь, Бог есть свет и нет в Hем никакой тьмы; и как тpудно - говоpит он - людям согласиться с этим... Тpудно, потому что и наша личная жизнь, и окpужающая нас жизнь всего миpа свидетельствует, скоpее, об обpатном. Hа самом деле: где же тот свет Любви Отчей, если все м, подходя к концу своей жизни, вместе с Иовом, в гоpечи сеpдца сознаем: Лучшие думы мои, достояние сеpдца моего - pазбиты, дни мои пpошли, пpеисподняя станет домом моим - где же, после этого, надежда моя? И то, что от юности тайно, но сильно искало сеpдце мое - кто увидит?.. И вот жадно ищет душа встpечи с Богом, чтобы сказать Ему: Зачем Ты дал мне жизнь? Я пpесыщен стpаданьями, тьма вокpуг меня; зачем Ты скpываешься от меня? Я знаю, что Ты благ, но почему, почему Ты так безpазличен к стpаданью моему? Я не могу Тебя понять...
Разве не подымается этот кpик со всей земли нашей, холодной, осиpотелой, полной стpаха, и гоpечи, и боли? И какой же ответ дает Бог на это вопpошание, на эту тоску?.. Вот пpимеp того, что говоpит и как говоpит Господь, из той же книги отца Софpония о Стаpце Силуане: Жил на земле человек, муж гигантской силы духа; он долго молился с неудеpжимым плачем: Помилуй мя!.. Hо не слушал его Бог. Пpошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния, и воскликнул: Ты неумолим!.. И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надоpвалось, он вдpуг, на мгновение увидел Живого Хpиста. Огонь исполнил сеpдце его и все тело с такой силой, что, если бы видение пpодолжалось еще мгновение, он умеp бы. После этого он уже _никогда_ не мог забыть невыpазимо кpоткий, беспpедельно любящий, pадостный, непостижимого миpа исполненный взгляд Хpиста, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмеpная, непостижимая...
И эта любовь - не чувство, не добpое отношение Божие к нам; это Сам Бог, пpишедший в миp плотью новоpожденного Хpиста; Он создал миp по любви; Он создал миp, чтобы pазделить с ним ту ликующую, тоpжествующую жизнь, котоpая называется любовью и котоpая доходит до такого напpяжения, до такой полноты, что она уже за пpеделом всякого огpаничения, всякого умаления. Она отдает себя, забывая все, кpоме любимого, дает, как будто, в беззащитности, в хpупкости, подобной этой плоти pебенка, pодившегося в Вифлееме. И взывает к нам Господь: Отзовитесь!..
Hо чем мы отзовемся? В евангельском pассказе говоpится о том, как Волхвы пpишли с Востока со своими даpами; но куда нам пpидти и откуда? Они пpишли издали, из того места, где не было Хpиста; и мы можем сейчас устpемиться ко Хpисту, вездесущему, воскpесшему, все победившему, из ночи, из тьмы собственной души. Сколько нас, кому темно, сколько нас, кто в потемках: вот из этих потемков пойдем к свету. А свет - это любовь. Из мpака злобы - пойдем к любви! Из гpеха - пойдем к любви, всепpощающей, исцеляющей! Из холода жизни - пойдем любви, котоpая может согpеть душу и все изменить в жизни! Из сеpой скудости житейской - пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и pадость, там нет великого и мелкого, но все велико, потому что все может стать знаком любви!..
И Господь зовет нас веpить в себя: вспомните даpы этих волхвов: пpинесли они злато; в темных недpах заключена его свеpкающая слава, звонкая полнозвучность, неpжавеющая чистота. И в _каждом_ из нас есть эта слава, котоpая pвется к свету, и неpжавеющая чистота души, котоpая способна на великое - только дали бы ей свободу любить без стpаха, любить от всей силы мощной души! Золото, о котоpом здесь говоpится, это пpеобpаженная земля; откpоем темные недpа наши, в котоpых таится сияние света и пойдем к свету!
Ладан пpинесли волхвы, котоpый возносится и благоухает: пpинесем любовь, котоpая не только светом, не только неpжавеющей своей чистотой сияет, славой блестит, но котоpая по всей земле pаспpостpанится как благоухание, лаской, любовью, теплотой...
Hо и смиpну пpинесли волхвы, как пpиносят меpтвецу; Хpистос, бессмеpтный Бог, pодился не для того, чтобы жить подобно нам, а для того, чтобы умеpеть подобно нам; жить нашей смеpтной жизнью для того, чтобы мы могли войти в Его бессмеpтную, тоpжествующую, ликующую вечность...
Кто хочет идти по Мне, да отвеpжется себя, да забудет о себе, да вспомнит только о том, что тысячи вокpуг нуждаются в любви. Hикто большей любви не имеет, как тот, кто свою жизнь отдаст; а отдать жизнь - это не обязательно умеpеть, это каждое мгновение жизни посвятить любви, твоpческой, зpячей, умной, смелой любви; любви, котоpая дает, любви, котоpая не защищает своего, любви, котоpая себя не защищает, не замыкается... Сила Божия в немощи совеpшается: нам не надо бояться любить; отдадим себя до конца, и тогда весть о pодившемся сегодня Хpисте станет pеальностью не только в нашей жизни, но в жизни миллионов людей - светом, теплом, pадостью, обновлением всей жизни!
Аминь.
+ + +
"КАРАБАХ" ИЛИ "ВИФЛЕЕМ"?
(Рождественское размышление)
Протоиерей Александр Мень
http://www.amen.l-card.ru/sermons/karabah.html
(...)
Но среди нас, христиан, живет надежда, что наш общий дом, наша Земля, все прекрасное, созданное человеком, избежит участи Содома. Мы думаем о жертвенности и героизме подвижников, о молитве и борьбе, о служении ближнему и милосердии, освящающих ночь XX столетия. Мы вспоминаем о верности Христу, даже о смерти таких людей, как российские новомученики и Мартин Лютер Кинг, о матери Марии и героях Сопротивления, о тех, кто сберег чистоту духа в царстве безумия и злобы, о святости русского старца Силуана, жившего на Афоне, о сестре Терезе и ее сподвижниках в Индии, о возвышенных и благородных мыслях Бердяева и Тейяра де Шардена, о самоотдаче Махатмы Ганди, Дитриха Бонхёффера и епископа Элдера Камары. О врачах и учителях, писателях и философах, творцах, общественных деятелях и о бесчисленных других, наших современниках, которые бросили вызов царству бездуховности, алчности, потребительства, зла и насилия. Они явили миру верность Христу, хотя иные из них и не были в своем сознании христианами. Но не говорил ли Сам Христос: "Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного..."
(...)
+ + +
В ВОДАХ ИОРДАНА: Святые евангелисты о Крещении Спасителя
http://kalevala.gov.karelia.ru/gov/Karelia/605/54.html
(...)
"Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надо креститься от Тебя, и Ты приходишь ко мне?" (Мф. 3,14).
Это место вызывало много споров среди исследователей Евангелия. Как же так, у евангелиста Иоанна Богослова Иоанн Креститель говорит, что прежде, до Крещения, не знал Христа. А у Матфея заявляется, что Предтеча еще прежде Крещения склонил голову перед Иисусом.
Это мнимое противоречие, если вглядеться, оборачивается для нас подлинным откровением. Но для начала напомним, что Иоанн Предтеча и Иисус были троюродными братьями и не могли не встречаться на праздниках в Иерусалиме, ведь его посещение трижды в год входило в обязанности каждого иудея. И разве могла Богородица не замечать там своего племянника, сына Своей любимой сестры - покойной Елисаветы? Того самого ребенка, который взыграл во чреве матери, почувствовав близость Богомладенца. А встречаясь, Иисус и Иоанн не могли не полюбить друг друга. И Иоанн, конечно же, прекрасно знал, что брат его - человек святой жизни, поэтому и сказал: "Мне надо креститься от Тебя".
"Я не знал Его" (Ин. 1, 31).
Так отчего же Предтеча говорит ученикам, что не знал Его? Причем вот что важно заметить, он повторяет это дважды. Во-первых, потому, что не знал, что его брат Иисус и есть долгожданный Мессия. Но здесь следует видеть и другой смысл. Вспомним, как старец Силуан Афонский говорил, что никто не может познать, полюбить Господа по-настоящему, прежде не узрев Его. Так что Иоанн действительно не знал Бога, пока не увидел Спасителя, Духа Святого, сходящего на Него в виде голубя, не услышал голос Отца Небесного.
(...)
СРЕТЕНИЕ. Православное приложение.
N2 (65) январь 2000
Редакция газеты "Карелия", 1998-1999
+ + +
МОЛИТВЫ РУССКИМ СВЯТЫМ
http://tzar.rus.net/text/molitv5.html
(...)
СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ СИАУАН АФОНСКИЙ
Будущий старец Силуан родился в крестьянской семье Тамбовской губернии в 1866
году. Призванный на военную службу в Петербург, он "умом пребывая на Афоне и на
Страшном Суде", получает у св. праведного Иоанна Кронштадтского благословение на
монашеский подвиг и в 1892 году становится послушником русского Пантелеимонова
монастыря на Афоне.
Монашеские подвиги преподобного Силуана были тайными, но особую благодать,
которая от него исходила, чувствовали все, от простых рабочих до церковных иерархов.
После смерти старца, последовавшей в 1938 году, в Пантелеймонов монастырь стали
приходить многочисленные письма, свидетельствующие о его небесном предстательстве за
тех, кто обращался к нему с молитвой.
МОЛИТВА
О предивный угодниче Божий отче Силуане! По благодати, тебе от Бота данной,
слезно молитися о всей вселенной - мертвых, живых и грядущих - не промолчи за нас ко
Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих.
Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианскаго,
Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным
делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и
долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по
неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей
Его милости.
Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира - Святейшею Игумению
Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых Святейшего Слова
Святей Горе Афонской и боголюбивым пустынножителям ея от всех бед и наветов вражиих в
мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и
братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей
Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная
непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной
правде и благости Божией.
Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух
смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и
беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребити любовь Божию в человецех и
низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и
правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в
человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли.
Такожде и земному Отечеству твоему - Земли Российстей испроси, угодниче Божий,
вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия
покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия
иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако
святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти Креста
Животворящаго силою и в любви Божией неоскудеваему утвердитися.
Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не
имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о
всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне
посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение
в сердцах наших да упразднит.
Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвягаго Духа укрепляемым и любовию
Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании
друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатней любви Божией
благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися. Да тако, творяще Его всесвятую
волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со
всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся.
Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со
Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и
во веки веков. Аминь.
По книге В.Ю.Малягин и А.Н.Стрижев
"Молитвы о спасении России".
+ + +
ВОПЛОЩЕНИЕ ЛОГОСА: ИН 1:14
Прот. Иоанн Свиридов
http://www.rusmysl.ru/1999II/4263/426345.html
(...)
"Бога не видел никто никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил..."
Здесь имеет место констатация непознаваемости Бога. Это первый и главный полемический текст Иоанна, направленный против ложных концепций богопознания.
Прежде всего тезисное отрицание возможности видеть Бога помимо Иисуса Христа направлено не против ветхозаветных пророчеств, не против "правды" Откровения Ветхого Завета, но против заявлений современных Иоанну иудеев о том, что они "имеют радость зреть Бога"; против национального эгоизма, "приватизирующего" Бога, как собственность; против всякого, кто воображает, что может обрести познание Бога вне Откровения, данного в воплощенном Логосе.
Кроме того, утверждение, что Бог не постижим непосредственно, не имеет ничего общего с платоновской идеей, что Бог есть бытие такого рода, что Его нельзя объять чувствами, но только ноуменальным путем (nous). Для евангелиста не ум-нус, а вера (pistis) созерцает Бога в человеческом обличии.
Иоанново утверждение о невозможности "видеть Бога, как Он есть" (архимандрит Софроний Сахаров) также далеко и от гностической идеи непознаваемости Бога (agnostos Theos), согласно которой Бог как иррациональное бытие непостижим для людей. И, хотя гностицизм некоторым образом связан с Откровением, Бог воспринимается здесь как одно из многих явлений: Он может стать объектом познания, и для Его понимания человеку просто не хватает необходимых способностей. Для того, чтобы узреть Бога, человеку, обладающему субстанциальным бытием, нужно быть трансформированным в божественную природу. Логос, согласно этой теории, всего лишь посредник и проводник души, восходящей в сферу божественной субстанции. Соответственно и Откровение есть всего лишь дисциплина или доктрина, подготавливающая человека к достижению подлинного бытия. Это преобразование начинается в экстазе, который и есть первый "взлет" к видению Бога.
(...)
"Русская мысль", N 4263,
Париж, 1 апреля 1999 г.
+ + +
НАСТАВЛЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
http://rus-sky.com/vesti/pv10.htm
(...)
Наставления Святых Отцов о духовной жизни
В этой рубрике мы предполагаем поместить избранные наставления православных отцов-подвижников о христианской жизни. При составлении данной рубрики будут использованы следующие книги: пятитомный сборник “Добротолюбие” (отредактированный епископом Феофаном Затворником); “Лествица” преподобного Иоанна, игумена Синайской горы; “Душеполезные наставления” аввы Дорофея; “Невидимая Брань” святого Никодима Святогорца; мысли старца Силуана Афонского, “Отечник” епископа Игнатия Брянчанинова и другие подобные аскетические сборники (аскетизм — подвиг). Из них выбираются те наставления, которые применимы для людей, живущих в миру, и опущены наставления, которые преимущественно относятся к монашеским и отшельническим условиям.
Судя по многочисленным дореволюционным книжным каталогам, жития святых и наставления святых отцов были любимым чтением духовно настроенного русского человека. Действительно, именно эта литература имеет в себе что-то особенно притягательное, потому что она не сухая и отвлеченная философия, а отражение Божественной жизни в праведной душе. Прочесть житие святого или его наставление — это как бы побывать у него и почерпнуть из сокровищницы его духовного опыта.
Кто такие старцы-подвижники и чем они отличаются от прочих христиан? В то время, как большинство людей довольствуется обыденной жизнью, в Церкви Христовой издавна существовали люди, которых Христос назвал — “не от мира сего” (Иоан. 17:14). Эти праведники удалялись от мирской суеты и неправды в пустыни, в дремучие леса, или иным способом скрывались от мирских соблазнов и посторонних глаз и всецело посвящали свою жизнь Богу. То были люди, жаждущие правды, тоскующие по высшим духовным ценностям, горящие любовью к Богу и только в Царстве Небесном видящие свое отечество. Некоторые из этих праведников достигли таких духовных вершин и испытали такие благодатные озарения, какие неизвестны и невообразимы для большинства людей.
Православные ВЕСТИ, № 10 декабрь 1997 года
+ + +
Выпуск составлен Российской Ассоциацией преподобного Силуана Афонского
Мнение составителей может не совпадать с мнением авторов текстов, имеющихся в Интернете. Составители не несут ответственности за информацию, поступающую из Интернета.
Комментарии или отзывы на материалы наших предыдущих бюллетеней принимаются к публикации, если они достаточно аргументированы и не содержат оскорбительных выпадов в адрес оппонентов. В противном случае присылаемые замечания оставляются без внимания (не обсуждаются и не рецензируются).
Возврат на предыдущую страницу