ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ
И АРХИМАНДРИТ СОФРОНИЙ (САХАРОВ):
Новости в Интернете (Выпуск 3)
Периодический электронный бюллетень
Какие чудесные слова! Они и ангельское благовестие, и апостольская проповедь, и человеческое ликование. В них исповедание нашей веры, основа и надежда всей жизни и великая животворящая тайна любви Христовой. Святитель Филарет Дроздов говорил: "Если надо основать веру" в душе человека, "сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрылить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, на все это найдется довольно силы в кратких, чудодейственных словах: "Христос Воскресе!".
<...>
По словам преподобного Силуана Афонского, "душа и ум могут приобрести привычки. И к чему человек привыкнет, то и будет делать всю жизнь. Если привыкнет ко греху, то будет постоянно тяготеть к греховному, и бесы в этом будут ему помогать; а если привыкнет к добру, то найдет себе Всемогущего помощника Бога, который будет укреплять его Своей благодатью". Это обязывает нас быть всегда бдительными и требовательными к себе и с особым вниманием подходить к воспитанию подрастающего поколения. Привычки души и ума прививаются с детства - с юного возраста в человеке формируется его личность, закладывается фундамент его взаимоотношений с окружающими. Важно именно в детские годы дать человеку истинные духовные и нравственные ориентиры, правильно определить его отношение к Богу, людям, природе.
<...>
Осмысление Евангельского учения, исторического пути и будущего нашего народа, своей собственной судьбы, должно привести человека к познанию любви Божией и осознанию своего истинного предназначения - празднования Пасхи в Царстве Отца Небесного в Горнем Иерусалиме, который есть Церковь Небесная, "скиния Бога с человеками" (Откр.21,2), где "смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни" (Откр. 21, 4). Почему сегодня так светло и легко на сердце верующего человека! - не оттого ли что в этот день Господь дает нам в меру нашей веры, надежды и любви ощутить себя гражданами этого Небесного Града, где ангелами и всеми святыми непрестанно воспевается хвалебная песнь Воскресшему Господу
В добром Бог помогает, а в худом — враги, но зависит это и от нашей воли; надо себя понуждать на добро, но умеренно, и знать свою меру. Надо изучить свою душу, что ей полезно; одному полезно больше молиться, другому читать или писать. И читать полезно, но лучше нерассеянно молиться, а еще дороже плач; кому что дает Господь. Конечно, восстав с постели от сна, должно благодарить Бога, потом каяться и молиться досыта, а потом читай, чтобы ум отдохнул, потом снова молись и работай. Благодать приходит от всего доброго. Но больше всего от любви к брату.
Однажды на Пасху шел я с вечерни в Покровском Соборе к себе на мельницу, и на дороге стоял один рабочий. Когда я приблизился к нему, он попросил меня дать ему яйцо. У меня не было, и я вернулся в Монастырь, взял у духовника своего два яйца, и одно из них дал рабочему. Он говорит: «Нас двое». Я отдал и второе, и когда я пошел от него, то от жалости к бедному народу я заплакал, и стало мне жалко всю вселенную и всякую тварь.
Другой раз, тоже на Пасху, шел я из главной Монастырской порты в новый Преображенский корпус, и вижу бежит мне навстречу маленький мальчик, лет четырех, с радостным лицом, — благодать Божия веселит детей. У меня было яйцо, и я отдал это яйцо мальчику. Он обрадовался и побежал к отцу показать свой гостинец. И за эту мелочь я получил от Бога великую радость, и возлюбил я всякое создание Божие, и Дух Божий был слышен в душе. Придя к себе, от жалости к мiру я много с плачем молился Богу.
О, Душе Святый, обитай в нас всегда; с Тобою нам благо.
(Из книги архимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан")
Архимандрит Софроний (Сергей Семенович Сахаров) родился в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье. Няня его, Екатерина, была человеком глубокой и сильной молитвы. Она подолгу молилась в церкви, а маленький Сергей сидел иногда у ее ног. В такой обстановке и у него возникала естественная потребность молиться. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но постепенно, под влиянием прогулок с няней и молитв здоровье его стало поправляться.
Молитва сопровождала Сергея до семнадцати или восемнадцати лет. Он увлекся живописью и многие отмечали его талант художника. В этот период, не отвергая христианства, он интересовался мистической литературой. В 1921 г. Сергей Сахаров эмигрировал из России; несколько месяцев провел в Италии, затем - Берлин и Париж. В этот период он получает приглашение на крупные художественные выставки. Но душа Сергея устремляется к Богу. В 1924 г. на Пасху он пережил благодатное посещение - видение Нетварного Света.
Сергей не может больше спокойно заниматься живописью и решает посвятить свою жизнь Богу. В 1925 г. он поступает в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. Однако учась в богословском институте, он не находит того, что искал: он узнавал имена, даты, кто что говорил; узнавал об исторических трудностях Церкви и так далее, а ему хотелось слышать только о том, как достигнуть вечности. Он почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь, где люди отдают весь день и всю ночь только служению Богу. Сравнительно скоро представилась возможность поехать в Югославию, а оттуда - на Афон.
Через некоторое время он принимает монашеский постриг с именем Софроний в русском монастыре святого великомученика Пантелеимона.
Весной 1930 г. произошло одно из наиболее важных событий в жизни отца Софрония - встреча со старцем Силуаном Афонским, ныне канонизированным и внесенным в месяцеслов Русской Православной Церкви. Преподобный Силуан стал духовником молодого монаха, и через духовника отцу Софронию открылись ответы на многие, как называл их сам отец Софроний, “отчаянные” духовные вопросы, которые волновали его все предшествующие годы. Наставления преподобного Силуана стали для отца Софрония первой и главной опорой всей его дальнейшей жизни. 30 апреля 1932 г. отец Софроний рукоположен во иеродиакона.
В 1935 г. иеродиакон Софроний тяжело заболел. Он оказался на грани смерти. Многие, в том числе и сам отец Софроний, были уверены, что ему осталось жить совсем немного, но по Божиему милосердию и по молитвам преподобного Силуана отцу Софронию было даровано еще много лет жизни.
24 сентября 1938 г. отошел ко Господу старец, духовник и сотаинник отца Софрония преподобный Силуан. Перед смертью старец передал отцу Софронию сделанные им записи, которые после значительного редактирования стали основой самого известного творения о.Софрония - книги “Старец Силуан”. Отец Софроний также написал первую часть этой книги - жизнеописание Старца Силуана.
После смерти своего духовника отец Софроний с благословения настоятеля монастыря уходит в “пустыню”. Он подвизается в Карульском и в некоторых других афонских скитах. В феврале 1941 г. он рукоположен во иеромонаха, и с этого времени начинается его духовническое служение на Афоне. Вскоре он становится духовником монастыря св. Павла. После войны вместе с группой афонских монахов русского происхождения по политическим соображениям его высылают с Афона. В 1947 г. иеромонах Софроний приезжает во Францию, где ему поручается служение в Свято-Успенской кладбищенской церкви в Сен Женевьев де Буа.
Через год, в 1948 г. отец Софроний публикует первое, ронеотипное ручное издание книги "Старец Силуан" в количестве 500 экземпляров (В настоящее время это издание стало библиографической редкостью. В России с этим изданием можно познакомиться в Религиозном центре Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы в собрании Н.М.Зернова). В 1952 г. в Париже выходит первое типографское издание книги "Старец Силуан", а через несколько лет - первое издание этой книги на английском языке (несколько сокращенное).
Постепенно вокруг отца Софрония собирается круг духовных детей и учеников, стремящихся к монашеской жизни. В 1956 г. по благословению церковной иерархии он создает во Франции, на ферме Колара, монашескую общину.
Отец Софроний мечтает об основании православного монастыря, в котором могли бы реализовываться на практике заповеди преподобного Силуана. Основать такой монастырь во Франции не представлялось возможным, и в ноябре 1958 г. отец Софроний с некоторыми своими духовными детьми переезжает в Великобританию, в графство Эссекс, где было приобретено имение, которое легло в основу монастыря Святого Иоанна Предтечи. Основанный им монастырь стал одним из наиболее почитаемых православных мест в Великобритании. Сюда съезжаются люди со всего мира - от Японии до Канады,- чтобы припасть к духовному источнику преподобного Силуана.
В этом монастыре отец Софроний подвизается до конца своих дней, сначала - в качестве настоятеля, а затем, с сентября 1974 г.,- в качестве старца монастыря.
Архимандрит Софроний тихо скончался 11 июля 1993 г. в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе.
Книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всем мире через них обретают веру. Русскому читателю хорошо знакома книга «Старец Силуан», которую многие имели возможность прочесть еще в “самиздате”. Среди других наиболее важных творений отца Софрония можно упомянуть книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть». Относительно последней он свидетельствует: «...я там писал целую мою исповедь за всю мою жизнь. Там приведено все самое важное из моей жизни в Боге...».
В простых словах архимандрит Софроний рассказывает о своей жизни в Боге так, чтобы сделать это понятным даже тем людям, которые считают себя неверующими. Движимое огнем «любви Христовой», которая «есть любовь, объемлющая весь мир» и каждого человека, его свободное слово о Боге не знает каких бы то ни было ограничений религиозного, философского или политического порядка, поскольку, как он сам пишет, «всякое ограничение, всякое самозамыкание, всякий страх чужого нам, христианам, не к лицу». Эта беспредельность любви его «к каждому человеку как неповторимой вечной ценности» наполняет всякое его слово, к кому бы оно ни было обращено. Своим живым примером архимандрит Софроний показывает, как «мы стоим перед необходимостью "раскрыть" себя для "всего" и всех, чтобы самим стать христианами».
В настоящее время готовится к печати еще ряд книг этого подвижника, которые, если будет на то воля Господня, вскоре будут доступны российскому читателю.
Постижение красоты доступно лишь человеку. Красота может проявляться во внешнем мире в его звуках (земной красотой).
Особой формой красоты является внутренняя красота души человеческой.
Красоте земной поклоняются не прозревшие красотой внутренней. Но эта красота земная - не самоцель, а только тропа к великой цели и то для немногих. Немногие, глубокоодаренные одиночки, этой тропой обретают путь к бессмертной - внутренней красоте.
Избранные идут к внутреннему служению, ко вниманию к своей душе, распинают свою жизнь вожделений на кресте отрешенности. Мы на земле существуем для того, чтобы работать над красотой нашей души. В Боге абсолютная красота, и восприятие истинной красоты души есть один из путей к познанию Бога и приложению к Нему.
Как одно из свойств Божества, красота не определяется, она постигается не умом, а высшим разумом - интуицией. Она действует на сердце человека, облагораживает и очищает его.
Красота составляет как бы особый вид положительной духовной энергии. Поэтому ничто истинно прекрасное не может уничтожиться, погибнуть и пройти бесследно. А в вечности все самые малые искорки и блестки красоты живут, как неуничтожаемый временем материал.
Хотите ли вы реально приобщить себя к вечности в строительстве мировой гармонии? Так приобщите себя к красоте, отобразите ее хотя бы в слабой мере в своей душе, жизни, поступках, словах, мыслях и намерениях. Тогда эти крупинки духовного "негибнущего золота" приобщат ваши души к бессмертию.
Но как сама истина, как голос совести, так и постижение красоты бывает заглушено в грешной человеческой душе.
Прекрасны христианские добродетели души: бескорыстная любовь, смирение, кротость и т.д. Но люди находят красоту в гордости. Каждый христианин должен у себя развить способность восприятия истинной.
Путь к этому тот же: чтение Священного Писания, изучение образов духоносных христиан.
Их этих источников христианин постигает образ абсолютной, неземной красоты Самого Бога в лице Его Сына - Господа Иисуса Христа. Изучая образы Богоматери и Святых, христианин поймет, что в них разлита и светится та же красота Христова.
Церковь и есть тело Христово, отображающая Его красоту в бесконечном разнообразии форм, образов, цветов и сочетаний.
"Прекрасный мир - творение Великого Бога, но нет ничего прекраснее Человека, подлинного Человека - Сына Божия", - говорит старец Силуан.
Стар. Варсонофий: "Внутренняя красота души выступает и наружу в выражении лица и даже во всех движениях человека".
Гармоническое сочетание добродетелей видно у старца Силуана по словам схиархим. Софрония: "Редкая сила воли без упрямства; простота, свобода, бесстрашие и мужество с кротостью и мягкостью; смирение и послушание без униженности и человекоугодия. Это был подлинный человек, образ и подобие Бога". Венцом красоты Христа является Его Крест - добровольные и непостижимые разумом страдания.
Венец красоты Богоматери - Ее смирение, беспредельное милосердие и материнская жертва, завершившаяся распятием Сына. Венец красоты мучеников - их добровольная жертва жизнью ради исповедания Христа. Венцом красоты преподобных является полнота самоотречения, отдача всего себя (и тела и души) Богу. Красота Святителей - самопожертвование всем ради служения Христа на пути пастырства и т.д.
Идя от малого к великому, тот же критерий может быть распространен и на все мелкие и житейские поступки человека. Цветы и блестки красоты душа может собирать каждый день в любой обстановке. Например, Вас несправедливо обидели, а Вы кротко смолчали, чтобы не возбудить ссоры, и от всей души простили обидчика. Вот и расцвел цветочек красоты для духа!
Вас просят помочь, и Вы тотчас бросаете все свои дела, чтобы успокоить дух просящего. Вот и блеснула искорка радости красоты любящей души!
С Вами случилось несчастье, но Вы не ропщете, а благодарите Бога, проявляя Ему полноту покорности. Вот и засияла красота Вашей веры! Так и в "малом" Вы творите прекрасное и собираете его в свою сокровищницу красоты для Царства Небесного.
"Верность в малом" также высоко оценивается Господом! А тот, кто получит великие духовные дары еще здесь, на земле, в грядущем - жизнь вечную.
(На дне No 33 1996 г. )
(...)
Господь Иисус Христос так сильно нас любит,- пишет старец Силуан, - что мы постигнуть этого не можем. Он любит нас, как Своих детей, и любовь Его сильнее любви матери, потому что и мать может забыть свое дитя, а Господь никогда не забывает нас. Господь до того возлюбил нас, что ради нас воплотился, и пролил Кровь Свою за нас, и Ею напоил нас, и дал нам пречистое Тело Свое; и так мы стали детьми Его, от Плоти и Крови Его, и похожи на Господа во плоти, как родные дети похожи на отца своего, независимо от возраста, и Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы вечно будем с Ним.
(...)
Господь любит нас, как Своих детей, и любовь Его сильнее любви матери, потому что и мать может забыть свое дитя, а Господь никогда не забывает нас. И если бы Сам Господь не дал Духа Святого православному народу и нашим великим пастырям, то не могли бы мы знать о том, как много Он нас любит.
Слава Господу и Его великому милосердию, что Он грешным людям дает благодать Святого Духа. Богатые и цари не знают Господа, а мы, нищие монахи и пастухи, знаем Господа Духом Святым (Стар.Силуан).
Чтобы познать Господа не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушным и воздержанным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге. (Стар.Силуан)
Господь так много нас любит, что мы постигнуть этого не можем. Мы видим крест, знаем, что Он распялся за нас и умер в страданиях, но все равно душа сама не может понять эту любовь, которая познается только Духом Святым (Стар.Силуан).
Благодать Святого Духа столь сладка, и милость Господня столь велика, что описать сие невозможно, но лишь влечется к Нему душа ненасытно, ибо разжена любовью Господней, и вся поглощена Богом и в Нем зело покойна, и мир тогда забыт совершенно. Но не всегда так дает Милостивый Господь душе; иногда Он дает любовь ко всему миру, и плачет душа за весь мир, и умоляет Владыку, Благого и Милостивого, чтобы излил Свою благодать на каждую душу и помиловал ее Своим милосердием (Стар.Силуан).
Из праха сотворил Господь человека, но любит нас, как родных детей, и желанно ждет к Себе. Господь до того возлюбил нас, что ради нас воплотился, и пролил Кровь Свою за нас, и Ею напоил нас, и дал нам пречистое Тело Свое; и так мы стали детьми Его, от Плоти и Крови Его, и похожи на Господа во плоти, как родные дети похожи на отца своего, независимо от возраста, и Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы вечно будем с Ним.
(...)
Миссионерский Листок # 67
Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы
Copyright 1996 and Published by Holy Protection Russian Orthodox
Church 2049 Аrgylе Аv, Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА
Редактор: Архимандрит Александр (Милеант)
Выпуск составлен Российской Ассоциацией преподобного Силуана Афонского
Мнение составителей может не совпадать с мнением авторов текстов, имеющихся в Интернете. Составители не несут ответственности за информацию, поступающую из Интернета.
Комментарии или отзывы на материалы наших предыдущих бюллетеней принимаются к публикации, если они достаточно аргументированы и не содержат оскорбительных выпадов в адрес оппонентов. В противном случае присылаемые замечания оставляются без внимания (не обсуждаются и не рецензируются).