Паломничество на родину
преподобного Силуана Афонского
Анна Худокормова
Нам, почитателям преподобного Силуана Афонского, часто не давала покоя мысль: Каково то благословенное место в России, где родился преподобный Силуан? Где провел преподобный первые годы своего духовного становления? Эта мысль, это стремление нашли свое отражение в паломничестве, которое открыло нам село Шовское в Липецкой области, родину преподобного Силуана.
Паломничество проходило под палящим солнцем - 350. Страшная, изнуряющая жара. Но вот перед нами Шовское, деревенька, куда привозит нас благочинный, о.И., живущий в близлежащем городе Лебедяни, в 14 км отсюда. Мы трясемся в маленьком автомобиле отца И., стремительно приближающем нас к святому месту. О.И. несколько удивлен нашим заранее согласованным, но тем не менее неожиданным приездом в этот отдаленный уголок.
Шовское. Короткая остановка, чтобы сделать фотографию на память. Хотелось бы побыть здесь еще немного, среди этих бескрайних зеленых просторов, но энергичный о.И. снова сажает нас в машину, и вот она снова “скачет” по рытвинам.
Мы проезжаем мимо небольшого деревенского дома, распугивая хозяйских кур, и останавливаемся, наконец, на лугу перед крестом!
Именно здесь, недалеко отсюда родился преподобный Силуан Афонский. Крест был воздвигнут около двух лет назад по благословению высокопреосвященного Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого на том самом месте, где преподобный построил келью, когда ему пришлось на некоторое время возвратиться домой с Афона. Неизвестно с полной достоверностью, дом ли это родителей преподобного Силуана или его дяди, но место кельи установлено точно.
Мы проезжаем еще немного и останавливаемся перед полуразрушенной церковью, каких немало сегодня в российских деревнях, оторванных от своих корней. Но, о чудо!
Над главным входом среди руин проступает прекрасно сохранившаяся фреска Рождества Христова, которому посвящена церковь. На пороге лежат несколько засохших веточек, оставленных здесь со времени Пятидесятницы - свидетельство того, что духовная жизнь еще может возродиться в этом заброшенном и опустошенном месте...
Мы возвращаемся в Лебедянь. Воскресным утром- праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Может быть, не случайно наше давно задуманное паломничество исполнилось именно в эти дни. О.И. обращается к прихожанам с проповедью:
“Я хочу вам сказать, что вчера к нам прибыли паломники ..., чтобы своими глазами увидеть место, где родился преподобный Силуан (все верующие осеняют себя крестным знамением)... Может быть, недалеко то время, когда на месте креста будет воздвигнута часовня (снова все осеняют себя крестным знамением). Эту радостную весть я хотел бы разделить с вами.
Это была добрая новость. Но теперь я должен сообщить вам и плохую новость... Когда мы посетили церковь, или то, что от нее осталось, мы увидели там беспорядок, оставшийся от старых времен... Можно ли оставить это святое место в таком состоянии? Я прошу вас в ближайшие десять дней прийти туда и убрать весь мусор. Конечно, железные балки и другие тяжелые предметы должны быть вывезены на грузовике. Но все остальное можно вынести ведрами. Эту работу может сделать любой. Соберемся всем миром, чтобы к следующему приезду паломников все было чисто, чтобы сорняки были прополоты, а камни вынесены”.
Прихожане в один голос заговорили: “Конечно, Да, мы поможем. Да, да, да. Обязательно. Сделаем все, что сможем. Возьмем ведра... Ах, какой замечательный священник отец И.! Ты слышала, Катя?: скоро в твоей деревне будет церковь. Да, да, отец И., все сделаем. Слава Богу”.
Это был, без сомнения, главный момент нашего паломничества: воодушевление прихожан как бы ожидало этой минуты: все были готовы немедленно идти и восстанавливать то, что было разорено. Кажется, нужно очень немного, чтобы пыл и рвение, так долго скрытые в народе, проявились во времена благоугодные. Мы были счастливы, что преподобный Силуан дал нам возможность разделить это всеобщее воодушевление.
Шовское — Москва, 1997
© "Православная Москва"
1997, N 28, с.12