ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ ПИСЬМА
ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО
ИЕРОМОНАХУ ДМИТРИЮ (БАЛЬФУРУ)
А. Л. Гуревич
Публикуемое
письмо (1), автором которого (об этом можно сказать с уверенностью) является преподобный Силуан Афонский, посвящено чрезвычайно важной для монаха, живущего в миру, проблемы — приглашения в гости к мирским людям ("вас просят в гости"). Такие приглашения обыкновенно затрудняют духовную жизнь монаха, особенно его молитвенную практику. Автор письма демонстрирует адресату, как с любовью отказываться от этих визитов.
Копия данного письма была передана нам архимандритом Виктором (Мамонтовым). Перед этим письмо, обнаруженное в архиве известного парижского богослова отца Евграфа Ковалевского, прошло сложный путь — оно было переслано в Шевтонь большим почитателем духовного наследия преподобного Силуана Афонского отцом Силуаном, настоятелем одного из монастырей во Франции.
Анализ почерка, позволяет сделать вывод, что переданная нам копия письма не была написана ни самим преподобным Силуаном (2), ни его духовным сыном, сотаинником и жизнеописателем архимандритом Софронием (Сахаровым) (3). Скорее всего письмо было переписано перед отправкой в Свято-Пантелеимоновом монастыре одним из почитателей преподобного Силуана Афонского (на это указывают некоторые слова в письме, уточняющие его смысл и помещенные в скобках со знаком вопроса).
Сам же оригинал данного письма, который до нас не дошел, был, по всей вероятности, написан под диктовку преподобного Силуана кем-нибудь из монахов или работников монастыря.
Письмо датируется маем 1938 г., за несколько месяцев до кончины преподобного Силуана. Отец Софроний пишет, что перед кончиной преподобный Силуан заведовал монастырским продовольственным магазином (4). Во время этой работы он сильно простудился "и много страдал от ревматизма. Болезнь вынудила его последние годы жизни зимою оставаться в келлии" (5). Можно с большой достоверностью предположить, что письмо написано в период работы преподобного Силуана в магазине и его болезни.
Адресатом письма, по всей вероятности, является иеромонах Димитрий (6) (Бальфур; в миру — Дэвид) (7). В 1932 г., будучи католическим монахом восточного обряда, он приехал на Афон для изучения манускриптов и встретил там преподобного Силуана (8). Эта встреча в корне изменила жизнь Д. Бальфура. Он переходит в православие и принимает монашество с именем Димитрий. Впоследствии он подвизался в различных местах (на Афоне, в Литве у митр. Елевферия, в Греции, Франции, Великобритании и др.), сохраняя постоянную связь с преподобным Силуаном и с отцом Софронием. В мае 1938 г., когда было написано публикуемое письмо, он подвизался в Греции, в городском афинском монастыре Пентели, изучал богословие в Афинском университете и, по благословению правящего архиерея, был даже духовником греческой королевской семьи (9).
Это был решающий период в жизни отца Димитрия. С одной стороны, душа его стремилась к монашеской жизни, к уединению, а с другой,— он все более вовлекался в круг "высшего общества", из которого он происходил и который несомненно оставался весьма притягательным для него. К сожалению, отец Димитрий не смог выдержать этого искушения. Позднее он отдалился от Церкви, многие годы был светским дипломатом и лишь за несколько лет до своей кончины сново вернулся в лоно Церкви. В последние годы своей жизни он регулярно принмал Святое Причастие, как мирянин, в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе, основанном архимандритом Софронием. Как говорил впоследствии епископу Каллисту Диоклийскому сам отец Димитрий, если бы он послушал в те годы совета старца, вся его жизнь могла бы стать совсем иной (10). Скончался отец Димитрий в 1989 г. в Великобритании в возрасте 86 лет.
В настоящее время Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе готовит к изданию переписку архимандрита Софрония (Сахарова) с отцом Димитрием (Бальфуром) (11).
Может возникнуть еще один вопрос: как это письмо могло попасть в архив отца Евграфа Ковалевского? Мало вероятно, что о. Евграф находился в переписке с о. Димитрием (Бальфуром). Однако, поскольку речь идет о копии письма, а не об его оригинале, то скорее всего о. Евграф мог получить текст письма или от о. Софрония, с которым он несомненно был знаком и сотрудничал во время служения о. Софрония в Париже (в это время о. Евграф весьма интересовался учением преподобного Силуана), или от кого-либо из почитателей преподобного Силуана из афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, с которым о. Евграф мог находиться в переписке.
Перейдем теперь к текстологическому и содержательному анализу подлинности письма.
Для учения преподобного Силуана характерна обращенность, в первую очередь, на внутреннюю духовную брань со своими собственными грехами и помыслами, а не на критику других. Он призывает отца Димитрия не обвинять тех людей, которые своими приглашениями мешают духовной жизни монаха, но отказывать им с любовью (можно сказать, даже вежливо), ссылаясь на свое недостоинство: "люблю вас и пойду в келию молиться за вас, это лучше, и благодарю вас за то, что вы меня приглашаете". Это важная часть учения преподобного Силуана, выраженная им с особой ясностью в его беседе с архимандритом-миссионером (12). Другой важной особенностью учения старца Силуана (хорошо выраженной в той же беседе с архимандритом-миссионером) является его стремление опереться, в первую очередь, на хорошее в человеке, а не на критику его плохих сторон: "люблю вас и пойду в келию молиться за вас, это лучше"; "Какой покой в Боге! Если бы люди знали сей покой, то бы все ушли работать Богу, но мiр, не зная сего покоя нас манит: "приидите в гости".
Автор письма пишет и о том, что монах, "пастырь — молитвенник за весь мiр". Этому вопросу — молитве за весь мир — преподобный Силуан уделял особое внимание в своих писаниях.
Как пишет отец Софроний, непосредственно перед кончиной преподобный Силуан много думал о том, что он "еще не смирился" (13). И в публикуемом письме, написанным незадолго до смерти старца, автор пишет: "...Дал мне Господь познать Христово смирение, душа моя потеряла его и ищу [его] день и ночь, [но] еще не нашел..."
Даже при первом прочтении письма бросается в глаза использование многочисленных выражений, характерных для писаний преподобного Силуана. Рассмотрим лишь некоторые из них:
1) "Познать Господа Духом Святым". В письме оно в различных сочетаниях встречается трижды.
В писаниях преподобного Силуана это выражение используется очень часто. Вот лишь некоторые из многочисленных примеров:
"На первом году моей жизни в Монастыре душа моя познала Господа Духом Святым" (14).
"Дивные дела Господни: из земли создал человека, и перстному дал познать Себя Духом Святым, так что человек говорит: "Господь мой, и Бог мой"; и говорит это от полноты веры и любви" (15).
"Душа, познавшая Бога Духом Святым, рвется к Нему" (16).
"Господь так много нас любит, что объяснить этого невозможно, и только Духом Святым познается эта любовь, и душа неизъяснимо чувствует сию любовь. Господь по естеству благ и милостив, кроток и любезен, и описать доброту Его нельзя, но душа без слов чувствует эту любовь, и всегда желает пребывать в таком тихом состоянии" (17).
2) "День и ночь". Это выражение в значении "постоянно, непрестанно, непрерывно" используется в письме также три раза и более 60 раз встречается в писаниях преподобного Силуана. Например, в письме мы читаем: "поучаться в законе Господнем день и ночь", и в писаниях преподобного Силуана говорится:
"Не может душа иметь мира, если она не будет поучаться в законе Божием день и ночь..." (18).
"Мы должны не только прибегать к Нему, но и постоянно быть в Нем; как Ангелы всегда служат Богу умом, так и монах всегда умом должен пребывать в Боге, и поучаться в законе Его день и ночь" (19).
"Хорошо поучаться в законе Господнем день и ночь. Чрез это душа обретает покой в Боге, и Господь объемлет всю душу, и тогда для нее нет ничего, кроме Бога" (20).
3) "Благодать учит душу".
Это выражение также многократно встречается в писаниях преподобного Силуана (см.: Старец Силуан. С. 121, 167, 174, 190).
Широко использует преподобный Силуан и другие выражения, имеющиеся в письме:
- "услаждаться мiром" — с. 118, 154, 198, 204;
- "[обрести] покой в Боге" — с. 120, 127, 138, 141, 148, 166 и др.;
- "работать Богу" — с. 191, 199;
- "Господь любит Свои дары давать [тем], кто просит" — с. 127, 135, 174, 175, 194, 202;
- "если бы люди знали, как нас Господь любит" — с. 139, 146, 158, 159, 161 и др.;
- "любовь и милость Господа" — с. 117, 188;
- "смирять душу свою" — с. 118, 152, 177;
- "дал мне Господь познать Христово смирение" — с. 120, 128, 179;
- "сладостно и приятно для души" — см. с. 118, 136, 138, 179, 195;
- "Дух Святой учит ... душу" — с. 119, 133, 146, 152, 158;
- "много милостей изливает на ны Господь" — см. с. 136, 158, 190;
- "когда смиряюсь, то исцелит меня Господь" — с. 183 (ср. также с. 140).
Все указанные выше соответствия в совокупности позволяют с уверенностью свидетельствовать, что публикуемое ниже письмо действительно принадлежит преподобному Силуану Афонскому и может быть с полным правом включено в сокровищницу духовного наследия Православной Церкви.
(1) Письмо недавно было опубликовано во французском переводе архимандрита Симеона (Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе) в книге известного французского богослова Жана-Клода Ларше: Larchet J.-C. Saint Silouane de l'Athos. Paris: Editions du Cerf, 2001. P. 383-387.
(2) См.: Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. С. 24, 116 (вклейки). Далее мы будем ссылаться на данное издание, считающееся каноническим, и будем обозначать его для краткости "Старец Силуан".
(3) См.: Buisson Ardent: Cahiers Saint-Silouane l'Athonite. 1999. N 5. Pully: Le Sel de la Terre, 1999. P. 9.
(4) Старец Силуан. С. 80, 106.
(5) Старец Силуан. С. 80.
(6) Подробнее об иеромонахе Димитрии (Бальфуре) см.: Bishop Kallistos (Ware). David Balfour (1903-1989) // "Sobornost". Vol. 12. 1990. N 1. P. 52-61; Три встречи. М.: Паломник, 1997. С. 80-83. (в последней книге в сведениях об о. Димитрии (Бальфуре) имеются некоторые неточности, связанные с тем, что рассказывавшая о нем монахиня Силуана (Соболева) не всегда имела полную и достоверную информацию о некоторых периодах его жизни).
(7) Конечно не исключено, что адресатом письма является иной отец Димитрий. Это имя весьма распространено в православном мире. Но все же выбор отца Димитрия (Бальфура) наиболее вероятен. В настоящее время мы не знаем иного отца Димитрия, пребывавшего вне Пантелеимонова монастыря и свободно владевшего русским языком, с которым преподобный Силуан (тогда, в связи с его посвящением в великую схиму и с болезнью, еще более сокративший свои весьма ограниченные внешние контакты) мог бы вести переписку и в духовной жизни которого он мог бы принимать участие.
(8) Bishop Kallistos (Ware). Op. cit. P. 54.
(9) Bishop Kallistos (Ware). Op. cit. P. 55-56.
(10) Bishop Kallistos (Ware). Op. cit. P. 55.
(11) Избранные письма отца Софрония к отцу Димитрию (Бальфуру) опубликованы в журнале "Церковь и время". 2000. N 3(12). С. 226-252.
(12) См.: Старец Силуан. С. 29-30.
(13) См.: Старец Силуан. С. 108.
(14) Старец Силуан. С. 117.
(15) Старец Силуан. С. 118.
(16) Старец Силуан. С. 139.
(17) Старец Силуан. С. 150.
(18) Старец Силуан. С. 133.
(19) Старец Силуан. С. 172.
(20) Старец Силуан. С. 200.