ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ И АРХИМ. СОФРОНИЙ (САХАРОВ) (Вып. 12) ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ И АРХИМ. СОФРОНИЙ (САХАРОВ): Новости в Интернете Выпуск 12. Общие вопросы христианского подвижничества Периодический электронный бюллетень Преподобне отче Силуане, моли Бога о нас! I. ПУБЛИКАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ: I.1. МОНАШЕСТВО И СОВРЕМЕННОСТЬ (Митрополит Антоний Сурожский) (отрывок) I.2. ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ (Архимандрит Алексий (Поликарпов)) (отрывок) I.3. СЛОВО ЖИЗНИ by Людмила Ильюнина (отрывок) I.4. ПРОПОВЕДЬ ИДЕТ ВСЕЙ ЖИЗНЬЮ by Петр Бугаев (отрывки) I.5. ГДЕ НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ ПО "УМНОМУ ДЕЛАНИЮ"? I.6. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СЕЙЧАС ИСИХАСТСКАЯ ТРАДИЦИЯ? + + + МОНАШЕСТВО И СОВРЕМЕННОСТЬ Митрополит Антоний Сурожский http://www.wco.ru/biblio/ Если говорить о монашестве как о таком состоянии, когда человек отрекся от себя до предела, подвижнически, с готовностью умереть, если нужно, и физически, то есть, свою жизнь отдать для того, чтобы служить Богу, при любых обстоятельствах быть посланником Божиим, то можно предположить, что монашество может менять свой облик. Есть письмо у святителя Феофана Затворника, где он говорит (еще тогда, до революции), что приходит время, когда рассеяны будут монастыри, и монахи, живущие среди людей, будут не замечены, не узнаны, но во всех отношениях будут нести на себе печать монашества, монашеский подвиг отречения и нераздельной любви к Богу. Я вспоминаю рассказ старца Силуана о монашеской молитве, которая начинается с земли, уходит в Бога и возвращается Богом же на землю. Так он молился за своих работников, думая о каждом из них, принося Богу каждую деталь их жизни и моля Бога их сохранить, их благословить... И он говорит, что постепенно нарастало чувство присутствия Божия в такой мере, что в какой-то момент он забывал и землю, и небо, и тех, о которых молился: его, как на потоке, уносило в глубины Божий, и в этих глубинах он находил тех, о ком молился. Из этих глубин Бог возвращал его на землю, чтобы любить их Его любовью и молиться, но совершенно по-иному. Поэтому неверным будет утверждение, что только лишь один образ жизни представлял собой подлинное монашество. Речь идет о том, что сущность монашества при внешне разных образах жизни была бы осуществляема в душе и в жизни человека. Конечно, очень легко обмануться и считать себя ангелом на земле, когда ты не прошел настоящей школы, школы послушания, школы целомудрия, школы нестяжательства, школы устойчивости, о которой идет речь. Но это не дается сразу. Говоря об устойчивости, можно обратиться опять к письму Феофана Затворника, где он рассказывает о том, как постепенно должно научиться этой устойчивости. Мы знаем, насколько он был углублен в молитву, соединен с Богом и был подлинно подвижником, преподавателем, а затем епископом. От всего этого он отказался, ушел в монастырь. И. оказавшись там, вдруг почувствовал себя как будто в тюрьме: стены монастырские закрывают ему ту Россию, к которой он привык. Он привык видеть русские просторы: владимирские, тамбовские; неограниченные дали. Тогда он решил постепенно приучить себя к тому, чтобы ограничить свой кругозор. Он решил никогда не выходить за пределы монастыря. Но вначале он поднимался на стены монастыря и глядел вдаль, потому что без этого он еще не мог жить. Потом привык к более тесной жизни не потому, что он привык быть пленником, а потому что он ушел в себя глубже. И он приучил себя к тому, чтобы ходить только в церковь, только в библиотеку монастырскую, только на послушание. Постепенно он еще глубже ушел в себя. Кончилось тем, что он ушел в затвор и двадцать девять лет прожил в одной единственной комнате. И вот, войдя в себя и живя в своем сердце, он сказал замечательные слова о том, что эта комната для него стала слишком просторна, ему не нужно было столько квадратных метров вокруг себя, потому что он весь был внутри себя, как он говорит, внутрьпребывание было им достигнуто. (...) Из книги митрополита Антония Сурожского “Ступени” - Издание Макариев-Решемской Обители, 1998. - Вып. 40 + + + ВОПРОСЫ О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ В рубрике "вопросы о вере и спасении" мы хотим предложить нашим читателям ответы пастырей, участвовавших в программах радиостанции "Радонеж" и отвечавшим на вопросы слушателей в "прямом эфире". Сегодня гостем нашей рубрики является наместник Свято-Данилова монастыря в Москве, архимандрит Алексий (Поликарпов) http://www.rusk.ru:8100/Orthodox_Press/Radonej/Rad11/rad11_9.htm (...) - Батюшка, что есть настоящая любовь? Когда человек, по примеру Христа, готов стать другим человеком ради того, кого он любит? То есть грехи проблемы любимого человека должны стать его проблемами? Или - что-то иное? И другой вопрос. Человек, старший по возрасту, но не преодолевший своих грехов и заблуждений, может ли учить другого человека тому, как не впасть в те или иные грехи? - Мы часто говорим слово "друг". "Друг" - это значит "другой я". Чтобы по-настоящему помочь человеку и почувствовать его - действительно, надо войти в его состояние, но не обязательно для этого участвовать в его грехах. Святые были выше этого. Они, как, например, старец Силуан, плакали о греховном мире, о падшем человеке, плакали о всем мире. Но для того, чтобы молиться за весь мир и исправлять, духовно врачевать других людей, нужно иметь особую духовную силу. Теперь - в ответ на ваш второй вопрос. Старший, сам не избавившийся от грехов, врачуя язвы другого, может быть, однако, обязан это делать. Некий священник говорил монахине: "Если даже ты сама грешна, а к тебе обращаются люди, - возвещай им истину. Но не с чувством превосходства и собственного достоинства, а с чувством того, что ты сама находишься в болоте. Вот и маши им рукой, чтобы они не пришли сюда". И преп. Иоанн Лествичник говорит о таких: "и некогда окаянные в грехах, поучая других, сами истрезвлялись". Так что будем думать, что истинная любовь будет взаимно врачевать всех - и немощных, и сильных. РАДОНЕЖ, N 11 + + + СЛОВО ЖИЗНИ: 13 МАРТА ПРОТОИЕРЕЮ НИКОЛАЮ ГУРЬЯНОВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ Людмила Ильюнина http://www.orthodox.ru/piter/pspb/n081/ta009.htm (...) Дух книги отца Николая можно сравнить с духом писаний преподобного Силуана афонского - это тоже предстояние Творцу за весь страждущий мир, это «Адамов плач» за всех и за вся, это оплакивание земной жизни перед лицом грядущей смерти и Суда. Прошел мой век, как день вчерашний, Как дым, промчалась жизнь моя, И двери смерти страшно тяжки, Уж недалеки от меня. (...) + + + ПРОПОВЕДЬ ИДЕТ ВСЕЙ ЖИЗНЬЮ Петр Бугаев http://www.or.ru/pressa/def.asp?path=12&m=4&n=48&a=646 Путешествуя по Тверской земле, я случайно оказался в одном полуразрушенном храме вмч. Георгия Победоносца, которых много в Тверской епархии. В храме еще нет священника, но есть маленькая община, которой руководит староста - Петр Бугаев. - Петр Васильевич, расскажите, как вы здесь оказались и немного шире - о вашем пути к Церкви? - Уже второй месяц, как я на послушании в храме Георгия Победоносца, а пришел к Матери-Церкви одному Богу ведомым путем. У нас семья баптистская: бабушка, мама, вся наша семья (у нас пятеро братьев и сестер) - все верующие. Но, к сожалению, баптисты. О Господе я вспоминал всегда, по-своему, конечно: чувствовал, что Он есть, чувствовал страх Божий. И даже детское воспоминание храню очень интересное: мне было около пяти лет, а бабушка моя мне говорила: "Орешки с печки не тягай, оставь братьям и сестрам!" А я говорю: "Боженька, Ты отвернись, я орешек возьму!" Вы понимаете, присутствие Господа - оно было постоянным. Я всегда думал при совершении каких-то поступков: "А что Господь на это скажет?" - Вместе с тем детскую, чистую веру от вашего сегодняшнего понимания Бога отделяет целая жизнь. Вы успели поступить в милицию и соприкоснуться с изнанкой жизни. Говорят, работа с преступниками ожесточает человека. Было ли что-либо подобное с вами? - Безусловно, профессия накладывает отпечаток на человека. И мне приходилось этому сопротивляться. У меня была память о Боге. Литература, общение с образованными людьми - это тоже не давало погрязнуть во зле. Например, приезжаешь на дело - это всплеск эмоций, там горе, ты не можешь быть равнодушным, ты - живой участник всех событий, несешь в себе чужую боль. А ведь это изо дня в день! Мне и сейчас жалко милиционеров, потому что нормальный милиционер - это почти всегда язвенник, и умирают они очень рано. К концу моей милицейской деятельности я познакомился с некоторыми восточными религиозными течениями и понял простую вещь - это не наше, это не то. Даже баптизм я никогда не принимал душой полностью. Мать верует, бабушка верует, а я - буду Достоевским заниматься... Я всегда так думал. И вот через Достоевского, через театр Г. Тараторкина я искал свой путь к Богу. А конец моей милицейской карьере положил, видимо, Сам Господь. Я не мог уволиться, у нас проблемы с этим, и вот я говорю: пойду на Петровку и объявлю голодовку, я больше не хочу служить! И они меня уволили, в воскресенье. А дальше просто Господь повел меня, я чувствовал, что Его воля руководит всем. Потом - в деревню пошел, там организовывался сельскохозяйственный кооператив. Так я попал в Тверскую губернию и тут начал заниматься живым делом. Начал пахать землю... - Но это было связано все-таки с каким-то религиозным переживанием? Или просто была тяга к природе? - Я чувствовал, что на природе у меня будет возможность успокоиться, отойти от всего. Я и не предполагал, во что это выльется в последующем. Я жил один в дикой деревне, только потом люди стали там появляться. В это время мои младшие сестрицы жили своей пятидесятнической жизнью, потом "харизматической". "Харизматы" - это очень подвижный народ, проповедуют, призывают... В один из моих приездов в Москву они стали мне говорить: так, мол, и так, у нас сейчас "чудеса Святаго Духа", мы верим Богу, дают мне Евангелие - читай! Если веришь и крещен - Дух Святой сойдет прямо сейчас! Они меня обрабатывали часа два, и я поддался. Причем все это ведь очень соблазнительно, а почва была уже как бы подготовлена. До этого "харизматизма" я пробовал заходить в храм. Но я не понимал тогда даже, что там батюшки делают. В Москве "харизматы" меня завлекли к себе. Мне пришлось принять "возложение рук". Что это такое? Собираются три-четыре брата или сестры, возводя руки, начинают что-то бормотать, какую-то белиберду. Вдруг что-то сверху меня начинает просто придавливать, входить в меня. Причем придавливает какая-то темнота. А они орут при этом с энтузиазмом! И я тут же "языками заговорил". (...) - Но ведь вы вернулись в Православие. Каким был этот путь? - Собственно, на конференции американца Боба Вайнера в Москве я впервые понял, что нет у него живой связи с людьми, кругом - только мертвость... В Православии нужно потрудиться, чтобы продраться сквозь внешнее. Это не случайно так Господь устроил: хочешь знать Истину, так потрудись! Собственно, к этому труду мы и не приучены. А здесь - ты сразу спасен! Спасен! Как мало надо! Давай десятинку - и ты спасен! Душа уже успокоилась - и ничего не надо больше. Но потом все равно оглядишься - и опять не то. И вот эта конференция как бы поставила точку. Мы прибыли в гостиницу "Измайловская", кормежка опять бесплатная, но уже поскуднее. На этот раз решили сильно не кормить. Народ здесь был не только харизматического, но экуменически-протестантского склада: пятидесятники, баптисты и проч. Я видел даже одного православного в рясе и был очень удивлен. (...) - Расскажите, пожалуйста, о самом моменте вашего обращения. Что было последним шагом? - В первую же ночь после конференции я встретил человека в гостинице, который дал мне прочитать св. Силуана Афонского: "Петр, как же хорошо написано! Обязательно прочти!" Кроме этой книги у него были сочинения св. Игнатия Брянчанинова. Я взял св. Силуана и стал читать. Я не помню, что я читал. Но вдруг: то для меня Вайнер был значимым таким, недосягаемым - а то вдруг сделался - метр с шапкой! То есть, я смотрю, пелена спала с глаз: я ходил по комнате гостиницы, беру св. Игнатия Брянчанинова: "грех первый - чревоугодие"... И я ощутил наличие в себе этого греха, и когда я понял, что любой грех, что ни возьми - он наличествует во мне. Тогда я испугался. И я понял, что еще немного - я погиб бы вообще. И когда собратья в соседних номерах стали "молиться языками", меня начало тошнить. Я не мог, метался, ждал утра, чтобы пойти к тверским и сказать им: "Ребята, ошибка!" И когда с утра я покидал гостиницу, я воочию увидел все это безумие: вайнеровская команда настраивала гитары, "разогревалась", выпевала "Халелуйя"... Я понял, как идет раскрутка общего психоза, есть команда, которая это обеспечивает, начинает зал заводить... (...) Теперь, после пяти лет в лоне Церкви, я осознаю, как надо беречь живую, истинную веру. Надо беречь свое - Православие, Россию. Были бы кости, мясо нарастет! (...) Православная беседа №1 (январь, 1998) + + + ГДЕ НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ, ПОСВЯЩЕННУЮ "УМНОМУ ДЕЛАНИЮ"? http://www.orthodox.spb.ru/faq/work/view.htm?faqnum=7 Умным деланием называется особый аскетический путь, приводящий человека к единению с Богом. В силу того, что умное делание требует от человека особого подвига, традиционно эта аскетическая традиция приурочена к православному монашеству, хотя и миряне не стоят в стороне от нее. Литературы, посвященной умному деланию, чрезвычайно много, поэтому мы укажем лишь на наиболее известные книги. В первую очередь необходимо указать святоотеческие творения, собранные в известный пятитомный сборник, несколько раз переиздававшийся в наше уже время, "Добротолюбие" (Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Т.1-5. М., 1895-1905). Из других сочинений отметим: 1. Антоний (Булатович), иеросхим. О молитве Иисусовой. Составил афонский инок, под ред. архим. Александра. СПб.,1912. 2. Беседа об Иисусовой молитве. СПб., 1994. 3. Беседы о молитве Иисусовой. Сердоболь. Изд. Валаамского монастыря. 1938. 4. Большаков С. На высотах духа. Делатели молитвы Иисусовой в монастырях и в миру (личные воспоминания и встречи). Брюссель, 1971. 5. Замечательный рассказ о благодатных действиях молитвы Иисусовой. М., 1906. 6. Истолкование Молитвы Господней словами святых отцов. М., 1896. 7. Макарий, иером. Подвиг христианской молитвы, по учению Слова Божия и изречениям святых отцов и Богомудрых подвижников благочестия. СПб., 1900. 8. Максим Грек. Правило молебное к Божественному и покланяемому Параклиту Пресвятому Духу. Творение инока Максима Святогорца. Киев, б/г. 9. Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой. Мюнхен, 1900. 10. Никольский А., свящ. Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск, 1909. 11. О молитве вообще и Молитве Господней в особенности. М., 1896. 12. Паисий Величковский, преп. Об умной или внутренней молитве. М., 1902. 13. Парфений, схимник. О молитве Иисусовой. Изд. Обители Благовещения Богородицы настоятеля схимонаха Парфения, 1912. 14. Рафаил, архим. Размышления о молитве. М., 1891. 15. Сборник о молитве Иисусовой. Сортавала. 1936. 16. Сборник о молитве Иисусовой. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. 17. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцов. М., 1881. 18. Софроний (Сахаров), архим. О молитве. Сборник статей. Париж, 1991. 19. Тихон, игум. Искатель непрестанной молитвы или сборник изречений и примеров из книг Писания и сочинений богомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве. М., 1904. 20. Умное делание молитвы Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей. Сост. игумен Валаамского монастыря Харитон. Изд. Валаамского монастыря, 1936. 21. Четвериков С.И., прот. Путь чистоты. Париж, 1929. 22. Четвериков С.И., прот. Что такое молитва Иисусова по преданию православной Церкви. Беседы инока-старца с мирским иереем, вызванные "Сборником о молитве Иисусовой". Сердоболь, 1938. © Copyright, 1998, РОССИЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ОРТОДОКС" + + + СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СЕЙЧАС ИСИХАСТСКАЯ ТРАДИЦИЯ? http://www.orthodox.spb.ru/faq/work/view.htm?faqnum=6 Относительно наличия исихазма в настоящее время скажем словами еп. Диоклейского Каллиста (Уэра): исихастская традиция "представляет собою самое живое и творческое в современном Православии". Но здесь необходимы некоторые разъяснения. Исихазм не является эзотерической традицией внутри православия, изучаемой в узком кругу посвященных адептов. Не совсем корректным необходимо считать и обозначение исихазма как "православной йоги". Но если исихазм не попадает под такие (весьма распространенные ныне) определения, то что же он такое? По всей видимости ответ на этот вопрос необходимо искать у самих исихастов. Один из них, преподобный Григорий Синаит (13-14 век), так отвечал на этот вопрос: "Как чувственное око взирает на письмо и получает из письма чувственные мысли, так и ум, когда очистится и возвратится в начальное достоинство, смотрит на Бога и от Него получает Божественные разумения. Вместо книги имеет он Духа, вместо пера - разум и голос... свет же вместо чернил. Погружая разум в свет и свет исполняя, ум расписывает духовные слова в чистых сердцах слушающих" (Главы, 23). Итак, исихазм, по преп. Григорию, есть видение Бога чистым умом, пребывание в состоянии Божественного разумения, в Духе и в Божественном свете. Исихазм, т.о., - состояние человеческого существа, а не таинственный круг избранных. Так как исихазм является состоянием очищенной души, он всегда существовал и существует в Церкви Христовой. Отцы Церкви свидетельствуют, что и до Воплощения Господа Иисуса Христа человек не был лишен переживания состояния Богосозерцания: явления Света в Ветхом Завете (Купина Неопалимая, огненная колесница пророка Илии и т.д.) выступают в этом случае в качестве примеров. Являясь состоянием души, исихазм предстает перед нами в реальной истории как многоплановый культурный феномен: это и различные аскетические практики, направленные на достижение человеком богоподобия, это и богословие, от апостольского века до современности (напр., преп. Силуан Афонский - исихаст ХХ века), это и философия (ряд работ свящ. П.Флоренского, А.Ф. Лосева, ныне здравствующего С.С. Хоружего, например, имеет своим источником именно исихастскую богословскую традицию), это и искусство (православная иконопись, архитектура и пр.), сегодня это уже и наука (например, историей исихазма в России с 60-х годов занимается Г.М. Прохоров, на Западе видным ученым в этой области был прот. И. Мейендорф). Психосоматические практики в исихазме, т.о., представляют собой лишь одну из сторон этого многогранного исторического явления, поэтому представление исихазма как "православной йоги" - неверное сужение обсуждаемого феномена. Если же говорить о наличии в настоящее время носителей таких психосоматических практик, то верным будет следующее замечание. Психосоматическая практика исихазма, как свидетельствует огромное количество произведений аскетической направленности, не может осуществляться как эксперимент внешнего Церкви человека, не может осуществляться она и человеком, имеющим малый опыт духовной жизни, неудивительно поэтому, что исихазм всегда был связан с православными монастырями, хотя вовсе отвергать наличие исихастского опыта среди мирян было бы ошибкой. Совсем не странным выглядит в этом свете отсутствие в православных монастырях указателей вроде "В исихастские кельи". Каждый получает по мере своего духовного состояния, "ищите и обрящите", но всему свое время и место. Относительно старчества и его связи с исихазмом отметим следующее. Старчество и исихазм, старец и исихаст - не синонимы. Исихастом может быть назван человек, достигший состояния богосозерцания. Старцем же - человек, руководящий духовным становлением своих учеников (чад), для такого руководства достаточно обладать духовным опытом, превосходящим опыт пасомых, хотя старец может иметь и собственно исихастский опыт. К сожалению в православном мире встречаются и лжестарцы, - люди, играющие роль духоносцев. С другой стороны не все исихасты являются старцами, хотя некоторые из них, как это мы знаем из истории, принимали старческое служение, т.е. служение духовных руководителей. © Copyright, 1998, РОССИЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ОРТОДОКС" + + + Составление Российской Ассоциации преподобного Силуана Афонского Наши страницы в Интернете: ---> http://silouan.narod.ru <------Преподобный Силуан Афонский ---> http://sophrony.narod.ru <---Архимандрит Софроний (Сахаров) Архив рассылки: http://silouan.narod.ru/news.htm Внимание! Мнение составителей может не совпадать с мнением авторов текстов, имеющихся в Интернете. Составители не несут ответственности за информацию, поступающую из Интернета. Комментарии или отзывы на материалы наших предыдущих бюллетеней принимаются к публикации, если они достаточно аргументированы и не содержат оскорбительных выпадов в адрес оппонентов. В противном случае присылаемые замечания оставляются без внимания (не обсуждаются и не рецензируются).