Фотофильм
"Афон преподобного Силуана"


Часть шестая:


Монастырский магазин и склад


Монастырский склад
Нижние этажи здания - монастырский склад на пристани. Здесь преп. Силуан провел последние годы. (фото - К. Бекетов, сентябрь 2002 г.).


"Жизнь отца Силуана была умеренно суровая, с совершенным невниманием к внешности и большим небрежением о теле. Как большинство афонских подвижников, тела своего он не мыл. Одевался грубо, как рабочие монахи; носил на себе много одежды, потому что за годы полного небрежения о теле часто простужался и страдал от ревматизма. Во время своего пребывания на Старом Русике он сильно простудил себе голову, и мучительные головные боли вынуждали его ложиться в постель. Ночи тогда он проводил вне стен собственно Монастыря, в большом помещении продовольственного склада, которым заведывал; делал он это ради большего уединения" (Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. С. 24).

Монастырский магазин
На верхнем этаже здания со стороны монастыря находится вход в монастырский магазин (фото - К. Бекетов, сентябрь 2002 г.).








Интерьер храма св. Пророка Илии
Внутренний вид магазина (сохранился со времен преп. Силуана). По утверждению монахов Пантелеимонова монастыря находящиеся на заднем плане застекленные стеллажи относятся к 20-м-30-м гг. XX века (фото - К. Бекетов, сентябрь 2002 г.).








Надписи на торцевой стене стеллажей в монастырском магазине
Надписи на торцевой стене стеллажей времени преп. Силуана относятся к февралю 1928 г. (фото - К. Бекетов, сентябрь 2002 г.).












"... Недолго отец Силуан прожил на Старом Русике; его снова перевели в Монастырь и назначили экономом. Тогда он закрывался в своей келлии, будильник убирал глубоко в шкаф, чтобы не слышать его тиканья, а иногда толстую шерстяную монашескую шапку нахлобучивал так, что она закрывала ему и глаза и уши. Когда он стал заведывать продовольственным магазином, который находится вне стен Монастыря, тогда в обширном помещении магазина он устроил себе удобный для безмолвия угол и там проводил ночи, приходя в храм на утреню, перед началом которой открывались ворота Монастыря. В магазине он еще больше простудился и много страдал от ревматизма. Болезнь вынудила его последние годы жизни зимою оставаться в келлии внутри Монастыря, которую он хорошо отапливал...

Для внешнего наблюдателя Старец до конца своих дней пребывал «обычным» человеком. Жил он, как вообще живут хорошие монахи, исполнял послушание, хранил воздержание во всем, соблюдал монастырские уставы и порядки; причащался два раза в неделю; в посты — три раза. Работа его в магазине была несложною, а для его сил и легкою; отнимала она, сравнительно, мало времени, хотя и требовала присутствия в магазине днем. До конца он пребыл спокойным и благодушным; никаких надрывов, ни страстных искажений во всем его внутреннем и внешнем облике не было. Как действительно опытный аскет, он умел не выявляться внешне, предстоя Отцу, по заповеди Господней, втайне. До конца он оставался далеким от мiрских интересов и безразличным к вещам мiра сего, но в глубоком сердце своем он непрестанно носил огонь любви Христовой. (Старец Силуан. С. 80).



"Горе и опасности многих научили молиться. Зашел ко мне в магазин один военный человек; он направлялся в Солунь. Душа моя полюбила его, и я говорю ему:

«Молись Господу, чтобы меньше было скорбей».

А он говорит: «Я молиться умею. Я научился на войне, когда бывал в сражениях. Я сильно просил Господа, чтобы оставил меня в живых. Пули сыпались, снаряды рвались, и мало кто оставался в живых, а я бывал в сражениях много раз, и Господь меня сохранил». При этом он показал, как молился, и по движению тела его было видно, как весь он погружался в Бога" (Старец Силуан. С. 126).



"В четверг 2/15 сентября 1938 г. утром, около 5 часов (по афонскому счету — около 11), я зашел к Старцу в магазин и нашел его, как всегда, спокойным; он говорил своим обычным глуховатым голосом; внешне я не заметил в нем какой-либо перемены; он был занят своей обычной работой.

Около 10-ти часов утра, после обеда, я зашел к нему в келлию. Он сидел на стуле у столика. Увидав его изменившимся, я спросил:

— Старец, что с Вами?

— Я не здоров.

— Что с Вами?

— Не знаю.

Встав со стула, он глубоко сел на постель, откинувшись спиной на стену, правою рукою поддерживая тело в полулежачем положении; медленно выправляя шею, он поднял голову: на лице его изобразилось страдание" (Старец Силуан. С. 106).
Монастырская пристань
Монастырская пристань (фото - К. Бекетов, сентябрь 2002 г.).


Монастырская пристань
Монастырская пристань (фото - А. Востриков, 2001 г.).




"А один старец, который жил при море у пристани, рассказывал мне:

«Была темная ночь. Пристань была полна лодками рыбаков. Началась буря и скоро усилилась. Лодки стали биться одна о другую. Люди старались их привязывать, но было невозможно в темноте и в бурю. Всё смешалось. Рыбаки стали кричать, что есть силы, и стало страшно слушать крики испуганных людей. Я заскорбел о народе и слезно молился:

«Господи, укроти бурю, утиши волны, скорбящих людей Твоих пожалей и спаси». И скоро буря престала, утихло море, и успокоенные люди благодарили Бога» (здесь в третьем лице Старец рассказывает о случае, бывшем с ним самим. - Прим. архим. Софрония).

Раньше я думал, что Господь творил чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы" (Старец Силуан. С. 201-202).

Предыдущая часть

Следующая часть



Hosted by uCoz