Ответ:
Действительно, Владыка Антоний в книге "Человек перед Богом" (в главе "Созерцание и деятельность" (М.: Паломникъ, 2000. - С. 64-65) пишет о том, что преп. Силуан часто писал письма в Париж.
К сожалению, до настоящего времени дошли лишь несколько писем преп. Силуана -
послания Надежде Соболевой (будущей монахине Силуане)(1937)
(они опубликованы в первом выпуске рижского альманаха "Христианос"),
а также недавно открытые
письма его духовному сыну о. Димитрию (Бальфуру) (июль 1938)
(оно опубликовано в журнале "Альфа и Омега" (2001 N 2 (28)))
и
Кириллу Шевичу (будущему архимандриту Сергию) (сентябрь 1938) (в книге J.-Cl. Larchet. Saint Silouane de l'Athos (Paris: Serf, 2001. P. 397-401) опубликован французский перевод этого письма).
Имеются также сведения о том, что преподобный Силуан писал
будущему архиепископу Серафиму (Родионову), который считал преп. Силуана Афонского своим духовным отцом, и, возможно,
митрополиту Вениамину (Федченкову).
Что же касается самого того факта, что русский крестьянин преподобный Силуан мог писать в Париж, то это отнюдь не кажется странным. В Париже того времени была большая русская диаспора. Многие совершали паломничество на Афон и могли иметь возможность встречаться там и иметь духовные беседы с преподобным Силуаном.
Об этом отец Софроний (Сахаров) в первой части книги "Старец Силуан" пишет так:
"Помним такой случай. В монастыре немалое время гостил один православный иностранец, на которого встреча со старцем произвела глубокое впечатление. Он полюбил старца и часто ходил к нему; об этом узнали монахи. Как-то один из наиболее влиятельных соборных старцев, иеромонах Н., человек начитанный и живого ума, встретив его в коридорах Монастыря, сказал:
— Не понимаю, почему вы, ученые академики, ходите к отцу Силуану, безграмотному мужику? Разве нет кого-нибудь поумнее, чем он?
— Чтобы понять отца Силуана, надо быть «академиком», — ответил гость не без боли в душе.
Тот же иеромонах Н., продолжая не понимать, почему старца Силуана почитают и посещают «ученые» люди, беседуя с о. Мефодием, монахом, много лет заведывавшим книжной лавкой монастыря, заметил:
— Удивляюсь, зачем они к нему ходят. Он, небось, ничего не читает.
— Он ничего не читает, но все делает, а другие много читают, но ничего не делают, — ответил отец Мефодий" (Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. - С. 33).
Вопрос:
Известно ли что-нибудь о судьбе кавказского подвижника отца Стратоника, о котором написано в книге "Старец Силуан"?
Ответ:
О жизни отца Стратоника, к сожалению, известно очень мало. Он разделил судьбу многих российских подвижников благочестия, оставшихся в безвестности у людей, но не у Бога. Единственным известным нам источником информации об отце Стратонике, помимо книги "Старец Силуан", является статья монахини Пелагии из Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в Эссексе "Breve note sur le Pere Stratonique, ermite du Caucase", опубликованная в 7-м выпуске альманаха "Buisson Ardent: Cahiers Saint-Silouane l'Athonite". Там, в частности, говорится, что кавказский пустынник отец Стратоник родился в Харьковской губернии. В миру был торговцем, имел свой магазин; у него была семья и дети. Когда душа его загорелась великим жаром покаяния, он, оставив семью и имение свое, удалился на Кавказ. Некоторое время подвизался в основанном в 1875 г. Симоно-Кананитском Ново-Афонском монастыре, тесно связанным с Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне. Затем он подвизался в уединении в одном из скитов Ново-Афонского монастыря, в очень тяжелых условиях.
Всего отец Стратоник провел в Ново-Афонском монастыре около 15 лет. Он совершал паломничества в различные монастыри России и на Святую гору Афон, где перед первой мировой войной (1914 г.) он побывал дважды и где он встречался с преподобным Силуаном.
Возвратившись на Кавказ, отец Стратоник пережил закрытие и разгром Ново-Афонского монастыря в 20-е годы, гонения на монахов, странствовал. Позднее он обосновался со своими духовными чадами оо. Иоанном, Даниилом, Владимиром и Михаилом в районе Сочи, где был расстрелян неизвестными лицами (скорее всего, бандой зеленых).
В архиве архимандрита Софрония (Сахарова) сохранилось небольшое творение отца Стратоника о духовном восхождении православного христианина по ступеням совершенства, написанное им в 1908 г. совместно с вышеуказанным отцом Михаилом по просьбе монахов Глинской пустыни, которое опубликовано в переводе на французский язык в том же выпуске альманаха "Buisson Ardent: Cahiers Saint-Silouane l'Athonite".
В настоящее время оно готовится к публикации на русском языке в журнале "Альфа и Омега".
+ + +
Вопрос:
В какие дни празднуется память преподобного Силуана по старому и по новому стилю?
Ответ:
Память преподобного Силуана Афонского празднуется в Церквях, использующих старый стиль, 11 сентября по старому стилю (24 сентября по новому стилю), а в Церквях, использующих новый стиль, - также 24 сентября (по новому стилю).
Таким образом, память преподобного Силуана празднуется во всех православных Церквях одновременно, независимо от принятого календаря (старого или нового).
+ + +
Вопрос:
Можно ли заказать книгу "Старец Силуан" и другие книги отца Софрония по почте?
Ответ:
Если вы не имеете возможности приобрести книги о. Софрония (Сахарова) в книжных магазинах, то можно заказать имеющиеся в наличии книги
в магазине "Книга-почтой" братства благоверного великого князя Александра Невского (Нижний Новгород).
Заказ можно оформить по адресу:
http://anb.nnov.ru/book/.
+ + +
Возврат на главную страницу